О развитии vr-технологий: где применяют, зачем vr бизнесу и какие устройства используют

Как работают VR-очки

Существованием этой технологии мы обязаны устройству человеческих глаз. Благодаря бинокулярному зрению (зрение, в котором используются два глаза) мы можем различать не только цвета, но и глубину — так мы определяем расстояние до объектов и поэтому не врезаемся в препятствия.


Картинки почти идентичны, но можно заметить, что ракурсы немного различаются. Мозг накладывает эти изображения друг на друга так, как это показано на схеме ниже:

Цветами обозначены глаза и поле зрения каждого из них. Там, где поля пересекаются, образуется область, в которой мы можем воспринимать глубину. Всё остальное — периферийное зрение.

Мозг складывает оба изображения, чтобы в итоге получилось одно; именно его мы и видим.

VR-шлемы оснащены двумя мониторами (или одним, который разделён на две части). Каждый из этих мониторов показывает отдельные изображения для каждого глаза. А чтобы правильно сфокусировать взгляд, используются линзы.

Линзы помогают сфокусировать взгляд так, что мозг воспринимает игровой мир как реальный и более реалистичный — это происходит благодаря когнитивному искажению. Поэтому даже посредственная по современным меркам графика выглядит хорошо. Это на руку как разработчикам, так и игрокам, потому что устройству требуется в два раза больше ресурсов, чтобы рендерить сразу два изображения вместо одного.

Если линзы настроены правильно, картинка получается правдоподобной. Если же нет, то это может быть причиной как ухудшения изображения, так и тошноты.

Также на самочувствие человека влияет частота кадров. Раньше считалось, что 90 кадров в секунду достаточно, чтобы сделать погружение максимально правдоподобным. Появление шлема с частотой обновления мониторов в 144 Hz показало, что 90 кадров — не предел. Разумеется, если частота будет низкой, то от дёрганого изображения станет плохо.

Виртуальные очки для смартфона

В чем суть

Это просто пластиковая коробка с линзами, не имеющая внутри никакой электроники. Хотя, некоторые модели оборудованы наушниками, кнопками изменения громкости, нажатия на экран и так далее. Туда вставляется смартфон, на нем запускаются специальные приложения, сделанные на базе Google Cardboard или Google DayDream (если их поддерживает ваш телефон) — и вы смотрите там всякое 3D. Что можно делать в таких очках — я подробно рассказываю вот в этой заметке, Если кратко — то:

  • играть в мобильные игры на базе Карборда (и Дейдрима) (мой каталог),
  • смотреть 3D фильмы (где и как).
  • и даже попытаться поиграть в большие игры с ПК… и так далее.

У меня этих очков было дофига, но все уже или раздарил, или распродал:

Мой VR зоопарк для смартфона (и тут они не все)

Плюсы таких очков:

относительно низкая цена — можно купить от 500 рублей на Алиэкспресс; не нужен мощный комп, чтобы посмотреть на виртуальную реальность; достаточно много областей применения — про это я уже писал; обычно в них есть регулировка фокусного и межзрачкового расстояния, что важно для людей с отклонениями в зрении; действительно можно увидеть 3D и словить вау-эффект «занедорого»…

Минусы таких очков:

  • нужен подходящий телефон — с гироскопом и желательно экраном от Full HD;
  • мобильный контент достаточно убог и едва ли вы найдете игру на карборде, которая затянет вас на долгое время. На Дейдриме вроде как лучше, но не всякий телефон его потянет;
  • дерганый трекинг, дрейфы и прочая дичь, связанная с некачественными гироскопами в телефонах;
  • только три степени свободы — можно крутить головой, но к предметам приближаться нельзя;
  • гемор с настройкой игр с ПК;
  • гемор с настройкой контроллеров для имитации рук в VR;
  • перегрев телефона;
  • да и в целом — это телефон: вам позвонили — VR закончился)

В каком случае стоит купить такие очки?


Если у вас есть подходящий телефон и вы вообще не видели в глаза «этот VR». По сути, такие VR очки для смартфона — это такая демо-версия настоящей виртуальной реальности. За небольшие деньги вы можете приобрести гаджет, который вам или понравится, или нет. И, уже отталкиваясь от того, что вы увидите — идти дальше.

Samsung Gear VR

Он не зря стоит в схеме отдельно.

  • он работает только с Самсунгами, причем, разные модели Гира требуют разные модели телефонов, обязательно уточняйте совместимость передо покупкой;
  • там свой магазин и своя экосистема приложений, не совместимых с Карбордом;
  • в нем есть свой гироскоп и какая-никакая электроника. Именно поэтому трекинг и общие качество VR на Гире сравнивают с «большими ПК VR шлемами»;
  • к нему идет контроллер, опять же — работающий только с ним.

Про DayDream

На самом деле, несмотря на то, что в схеме у меня отдельно вынесены Bobo VR Z5, к которым идет в комплекте джойстик для Дейдрима, такой джойстик можно докупить отдельно к любому телефону, если тот этот Дейдрим поддерживает. А если не поддерживает, то его можно попробовать перепрошить.

Впрочем, на середину 2019-го многие утверждают, что Дейдрим — мёртв.

И да, сам Гугл .

Игры и приложения для VR режима на телефоне

Для начала можно посмотреть VR видео 360 на Youtube или скачать панорамные видеоролики в интернет и просматривать их офлайн через приложение-плеер.

Количество приложений для vr очков растет с каждым днем. В Google PLay и App Store без труда можно скачать как бесплатные игры, так и программы за небольшую плату.

Чтобы найти приложение с VR возможностями, нужно ввести в поисковой строке «VR» или «Cardboard». В результате вы увидите массу самых разных программ и игр различных жанров.

Как можно применить VR очки на android телефоне:

  • Онлайн просмотр видео VR 180 и 360.
  • Плееры для просмотра VR видео офлайн.
  • VR игры с возможностью управления персонажем.
  • Демо-ролики и симуляторы, типа гонок, аттракционов американские горки и др.
  • Виртуальные путешествия по достопримечательностям всего мира.
  • Познавательные приложения об устройстве вселенной и дикой природе.

Как играть в VR очках на смартфоне

Во многих играх перед глазами появляется виртуальный курсор (точка по центру экрана). Управление осуществляется при помощи него. Чтобы произвести выбор, нужно навести курсор на нужную кнопку или предмет. После загрузки выполнится действие.

Существуют игры, которые требую нажатия на экран. В некоторых моделях VR очков кнопка, выполняющая эту функцию. Если на очках нет кнопки управления, можно использовать bluetooth пульт. Действие будет выполняться при нажатии соответствующей кнопки на геймпаде.

Пассажирские перевозки

Поезда InterCity

Поезд InterCity на станции Йювяскюля

Основная статья: InterCity

Поезда InterCity ходят на всех основных маршрутах (например, Хельсинки — Тампере, Оулу — Рованиеми, Хельсинки — Куопио, Хельсинки — Турку, Хельсинки — Каяни, Хельсинки — Йоэнсуу, Турку — Тампере / Пиексямяки). Это скоростные поезда под локомотивной тягой, развивающие скорость 140-200 км / ч. Одноэтажные InterCity развивают 160 км / ч, а двухэтажные до 200 км / ч. Отличительная окраска — зелёный с белым (ранее красный с белым), и обозначение буквой х (один этаж) или D (два этажа). В двухэтажных вагонах имеется кондиционер и беспроводная локальная сеть.

Pendolino

Электропоезд Pendolino на вокзале Хельсинки

Основная статья: Sm3

Высокоскоростной электропоезд с наклоняемым кузовом.

Самый быстрый поезд в Финляндии. Благодаря наклонам кузова поезд проходит кривые на 35 процентов быстрее, чем другие поезда. Останавливается только на крупных станциях. Развивает скорость 220 км/ч. Первый поезд Pendolino заказан в 1992 году.

«Синие вагоны» фин. «Siniset vaunut»

«Синий вагон»

«Синие вагоны», или «немецкие вагоны» используются в экспрессах с 1970-х годов, когда они заменили более старые «коричневые вагоны». Первые вагоны этой модели были построены в немецком городе Эсслингене концерном Maschinenfabrik Esslingen, затем производство было налажено на заводе Valmet, где они производились до 1985 года. Выпускались,как с сидячим салоном, так и в купейном варианте,а также в нескольких других типах (вагон-ресторан,почтовый вагон, вагон-электростанция). Всего было произведено около 600 вагонов. Самые старые вагоны уже утилизированы и заменены на InterCity и Pendolino. Последние вагоны ожидается списать к 2020 году.

В спецификациях VR эти вагоны носят аббревиатуры Eit, Eip и Ein, Ems, а так же некоторые другие. Все они несколько различаются между собой,как внутренне,так и внешне.

Пригородные и региональные поезда

Основная статья: Хельсинкская пригородная железная дорога

Электропоезд Sm2 в старой раскраске на станции Малми в Хельсинки

Электропоезд Sm4 на станции Пасила в Хельсинки

Автомотриса Dm12 на станции Йювяскюля

Пригородные перевозки в привычном понимании имеются только в столичном регионе. От станции Хельсинки электропоезда идут по двум основным направлениям: на запад (Береговая линия — до Леппяваара, Кауклахти, Киркконумми) и на северо-восток (Главная линия — до Керава, Рийхимяки, Лахти). Также имеется кольцевая линия, соединяющая Главную и Береговую линии через аэропорт. Подвижной состав представлен электропоездами как старых серий Sm1 и Sm2 постройки 1970-х годов (финский завод Valmet), так и современными Sm4 (FIAT) и Sm5 (Stadler FLIRT).

В регионах роль пригородных поездов играют так называемые региональные поезда (фин. Taajamajuna). Такие поезда охватывают далеко не всю сеть железных дорог и ходят по отдельным участкам. На электрифицированных участках используются электропоезда Sm4, на неэлектрифицированных — автомотрисы (рельсовые автобусы) Dm12 чешской фирмы Skoda. Региональные поезда курсируют на следующих участках.

Электрифицированные участки (поезда Sm4):

Рийхимяки — Лахти

Лахти — Коувола

Коувола — Котка-гавань

Рийхимяки — Тампере

Неэлектрифицированные участки (рельсовый автобус Dm12):

Париккала — Савонлинна

Йоэнсуу — Нурмес

Йоэнсуу — Пиексямяки

Ийсалми — Юливиеска

Тампере — Хаапамяки — Кеуруу

Карьяа — Ханко

Йювяскюля — Сейняйоки

Китайские копии Oculus и Vive для ПК

В чем суть

Эти шлемы так же коннектятся к ПК по кабелю, и даже имеют некое ПО, которое заставляет компьютер определять ваш китайский шлем как Oculus Rift. То есть — вы сможете вобщем-то играть в окулус-игры и Steam VR, но если бы всё было так просто — никто не покупал бы дорогие оригиналы.

Из известных мне моделей это Deepon E2 (в настоящее время в природе уже практически не встречается), Deepon E3 и конечно Pimax 4K (мой обзор этого шлема). Есть и другие, более экзотические модели, которые можно найти на Али, Гербесте и прочих просторах интернета… ключевой особенностью тут является как раз софт, который подменяет ваш шлем на «старшего брата» и дает возможность играть в пк-игры.


Шлем виртуальной реальности Pimax 4K

Плюсы таких шлемов:

  • они обычно стоят дешевле аналогов, тот же Pimax 4K мне обошелся в 17к;
  • собственное ПО, которое пишут китайцы, позволят вам играть во многие пк-игры;
  • более высокое разрешение картинки (Pimax 4K).

Минусы таких шлемов:

  • сборка и большой процент брака;
  • то самое ПО — вполне может оказаться глючным и не факт, что все игры будут работать идеально;
  • как правило, отсутствие «позиционки», то есть — только три степени свободы — если не докупать те же Нолы или Гидры;
  • отсутствие контроллеров «из коробки»;
  • гостинги, дрейфы и прочие детские болезни китайских VR шлемов.

Про Pimax 8K

В нем китайцы обещают угол обзора 200 градусов + сетку на уровне Pimax 4K, а так же контроллеры собственной разработки с отслеживанием каждого пальца. Вот только тестовые поставки обещали еще в феврале 2018-го, а уже июнь и только сейчас разослали первые десять штук тестировщикам.

UPD: они таки что-то родили и уже в октябре 2018-го начали рассылать (наконец-то!) шлемы бекерам с Кикстартера, а так же открыли предзаказ на своем сайте. Но, даже по обзорам тех, кто видел шлем, пока не всё однозначно. По факту, никаких двести FOV там нет, в лучшем случае — 150, но даже этим все восторгаются. Плата за это — всё та же сетка на уровне 4к, искажения по бокам и конские требования к ПК. Подробнее читайте в теме на 4пда.

Ну и отзывы уже есть: , два (там видосик), и так далее…

Стоит ли брать такой шлем сейчас?

Второй Дипун уже фиг найдешь, Pimax 4K можно брать, если вы планируете играть в различного рода симуляторы (вам не нужны руки) или смотреть 3D фильмы (ну, не только 3D) — ибо, всё таки, картинка у него самая четкая (на 2019-й год уже не самая). Если вам нужны игры с руками, минимум танцев с бубном и проверенные решения, а денег мало, лучше смотреть в сторону вышеописанных WMR-шлемов.

Применение

Симулятор вождения автомобиля

Обучающий симулятор авиадиспетчеров

Компьютерные игры

Интерактивные компьютерные игры основаны на взаимодействии игрока с создаваемым ими виртуальным миром. Многие из них основаны на отождествлении игрока с персонажем игры, видимым или подразумеваемым.

Существует устоявшееся мнение, что качественная трёхмерная графика обязательна для качественного приближения виртуального мира игры к реальности. Если виртуальный мир игры не отличается графической красотой, схематичен и даже двумерен, погружение пользователя в этот мир может происходить за счёт захватывающего игрового процесса (см. поток), характеристики которого индивидуальны для каждого пользователя.

Существует целый класс игр-симуляторов какого-либо рода деятельности. Распространены авиасимуляторы, автосимуляторы, разного рода экономические и спортивные симуляторы, игровой мир которых моделирует важные для данного рода физические законы, создавая приближенную к реальности модель. Широкое распространение получили аттракционы виртуальной реальности, симуляторы экстремальных ощущений, где не нужно рисковать жизнью или приобретать специальные навыки для того, чтобы полетать на дельтаплане или спуститься по склону на горных лыжах.

Специально оборудованные тренажёры и определённый вид игровых автоматов к выводу изображения и звука компьютерной игры/симулятора добавляют другие ощущения, такие, как наклон мотоцикла или тряска кресла автомобиля. Подобные профессиональные тренажёры с соответствующими реальным средствами управления применяются для обучения пилотов.

Несоответствие команд интерфейса пользователя осуществляемым в игре действиям, его сложность могут мешать погружению в мир игры. С целью снять эту проблему используется не только компьютерная клавиатура и мышь, но и компьютерный руль с педалями, целеуказатель в виде пистолета и другие игровые манипуляторы.

Обучение

Виртуальная реальность применяется для обучения профессиям, где эксплуатация реальных устройств и механизмов связана с повышенным риском либо связана с большими затратами (пилот самолёта, машинист поезда, диспетчер, водитель, горноспасатель и т. п.).

За последние несколько лет «виртуальность» в сфере образования была признана мощным и эффективным инструментом поддержки обучения. В частности, виртуальные миры позволяют выполнять конкретные задачи в различных «настройках», созданных в качестве сценариев для определенных целей обучения.

Западный резервный университет Кейза дал согласие на внедрение технологии дополненной реальности от Microsoft в обучении студентов.

Видео

Согласно опросу, проведённому в конце 2015 года, примерно 66 % опрошенных на вопрос ожиданий от виртуальной реальности указали, что они вероятно или определённо хотят попробовать все формы интерактивных развлечений, включая кино, телевидение или другую видеопродукцию[значимость факта?]

Промышленность

Технология виртуальной реальности является составной частью четвёртой промышленной революции. Она применяется на сборочных линиях.

Автономные Standalone VR шлемы

В чем суть

Они близки по смыслу к All-In-One шлемам, про которые я писал выше. То есть — это портативный шлем с экраном и начинкой внутри, которому для работы не нужен ПК или телефон — то есть, по сути, полноценное устройство. В отличие от китайских шлемов, эти уже работают не на Андроиде, а на своих операционках.

Экраны здесь лучше по разрешению и сути (у Окулуса это 2560 × 1440 пикселей, частота 72 Гц), мощнее процессор и так далее.

При этом в комплекте так же имеется беспроводной контроллер, как у Gear VR и свой магазин приложений. Вот для Oculus Go, например. Этот контроллер позволяет не только управлять воспроизведением видео и встроенной оболочкой, но и играть в простые мобильные игры, например, в тот же пинг-понг и тому подобное. Уже сегодня пишут про множество приложений в магазине Oculus Go. На дейдриме их тоже хватает, что с Фокусом — пока не очень ясно.

Oculus Go в действии

Плюсы таких шлемов:

  • автономность — взял и понес, куда надо;
  • прекрасный трекинг и качество картинки в целом;
  • более качественный экран, чем у тех же Окулуса или Vive;
  • ценник — для такой штуки — вполне себе вменяемый. Go на Амазоне стоит от 200 долларов;
  • не нужен телефон, не нужен пк.

Минусы таких шлемов:

  • однорукость — контроллер-то один;
  • три степени свободы, то есть — позиционного отслеживания нет (у Lenovo Mirage Solo и Фокуса — есть);
  • простота мобильных игр, хотя это уже лучше, чем те же приложения на Карборде;
  • малое время работы — два часа — решается подключением повербанка;
  • не продаются у нас официально, а значит — проблемы с покупкой и гарантией;
  • только что вышли в продажу, а значит — глюки и баги;
  • пока не удалось завести там стрим с ПК через RiftCat и подобное (но это решат, скорее всего)

Lenovo Mirage Solo


Он вроде и на Дейдриме, но при этом в нем так же установлены камеры, как в WMR шлемах, для отслеживания шлема в пространстве. Причем, у контроллера всё равно заявлено три степени свободы. Вобщем, странное устройство, хотя стоит 399 баксов на оф. сайте.

Vive Focus

Когда писал пост, совсем о нем забыл. И не случайно. Он близок к Мираж-соло, там так же камеры для пространственного позиционирования и вроде как обещают шесть степеней свободы. Но, пока он продается только в Китае за 4299 юаней, на наши это что-то около 40к на момент написания статьи. Это еще более круто, чем вариант от Леновы. Да и софтом пока не очень ясно, будет ли там что-то кроме китайского магазина… хотя, ВайвПорт вроде как заявлен.

Подробные характеристики и ценник можете посмотреть на оф.сайте.

UPD: вышел обзор Фокуса на Ютюбе, если кратко — то пока что он нафиг не нужен.

Oculus Quest

В октябре 2018-го, на своей пятой конференции «Oculus-коннект» Oculus представил новинку, которая на сегодня выглядит топом среди автономных шлемов. Шлем по характеристикам наподобие Oculus Go + пространственное отслеживание за счет четырех встроенных в шлем камер + два контроллера, которые так же полноценно отслеживаются в пространстве.

Oculus Quest — гроза автономных VR шлемов

И он вышел, 30 апреля 2019-го открылся предзаказ.

Уже можно посмотреть распаковку или список игр, которые он поддерживает. Со временем контента будет еще больше.

В конце сентября 2019-го Oculus анонсировал на Квест стрим с ПК по кабелю — Oculus Link, и трекинг рук в 2020. Подробнее можно почитать в моих .

В каких случаях вам нужен такой автономный шлем?

Он пригодится вам, если вы много путешествуете и планируете возить шлем с собой — в сравнении с китайскими All-In-One тут выше качество всего + беспроводной контроллер. Так же в нем удобно смотреть фильмы даже дома, лежа в кровати например, никому не мешая, тем более, что ни ПК ни телефон вам не нужны, если сравнивать с тем же Pimax 4K, у которого картинка четче, но и требуется комп.

Так же он идеально подойдет для просмотра панорамных фото и видео и простых мобильных игр, выпущенных под указанные платформы. Игры с ПК, даже если и удастся сюда стримить — всё равно одна рука и отсутствие позиционки не позволит вам полноценно погрузиться в мир VR. Разве что какие-то симуляторы с геймпадом.

Где почитать про эти автономные VR шлемы?

Тема про Oculus Go на 4пда, владельцев Мираж-Соло и Фокуса пока не встречал, может быть, всех отпугивает этот безумный ценник за шлемы с мобильной графикой?

Квест пока обсуждается в общей теме Oculus на 4PDA.

Заключение

Мы выяснили, что от современного качественного VR может не тошнить, дешёвые шлемы можно найти и за 500 рублей, а приличные — за 10 000 рублей. Ну а игры есть, и их становится больше. Уже сам факт, что новый Half-Life вышел именно для VR, даст большой толчок развитию этой технологии.

Может показаться, что создавать игры для VR сложно, но на самом деле для этого достаточно базовых знаний C# и Unity — на этом движке можно создавать игры для любого из перечисленных выше шлемов.

Разумеется, чтобы добавить в свою игру поддержку дорогих моделей, надо иметь эту модель в распоряжении, чтобы всё протестировать. Благо в магазине ассетов для Unity уже есть готовые шаблоны, которые можно использовать как образец.

Если вы планируете стать разработчиком игр, то рекомендую наш курс по Unity — он поможет освоить этот движок, а после курса у вас уже будет несколько проектов для портфолио. Также в курсе есть модули по VR и AR.

Ну и я в скором времени свои пять копеек вставлю. Ждите новую серию статей.


С этим читают