Самые интересные настольные игры

Грядущие игры

Поскольку есть ещё множество настольных игр, которые можно перенести на персональный компьютер, а также учитывая, что постоянно выходят новые релизы, об этом жанре можно сказать, что он становится всё более разнообразным. В самое ближайшее время ожидается игра Scythe, представленная в жанрах «цивилизация» и «дизельпанк» с замысловатой комбинацией стратегии и военных столкновений с использованием роботизированной ретро-техники. Другой жанр, которому переход на ПК придал новый жизненный импульс, представлен коллекционными карточными играми. Среди них наиболее ожидаемой является одержимая хоббитами, имеющая кооперативный режим игра The Lord of the Rings Living Card Game.


Своего выхода ожидают также множество других игр, пока менее значимых, но всё же готовых удивить. В своей физической форме причудливый неоготический симулятор страданий Gloom известен своими искусными прозрачными картами с символами, которые можно собирать и складывать стопками. Версия этой игры для ПК должна стать более удобной и принести ещё больше удовольствия. В скором времени также ожидается выход имеющей награды настольной игры Evolution, компьютерная версия которой получила хорошее финансирование через платформу Kickstarter. Несмотря на её сложную тему, связанную с биологическими процессами, эта игра довольно увлекательная и не требует много времени, чтобы суметь добиться превосходства над соперником.

На пути к релизу цифровых версий замечены две известные игры. Первая, «Mysterium», это совместная игра в стиле «Clue», где один игрок предстаёт в виде призрака, пытающегося провести «живых» товарищей к своему убийце, используя для этого зыбкие «видения». Релиз был намечен на прошлый месяц, но затем был перенесён на начало года. Ещё одна всеобщая любимица, «Agricola», повествует о нелёгком труде фермера по возделыванию земли и выживании. В конце прошлого года она попала в Steam Greenlight и на всех парах стремится к полноценному релизу.

Веселье для всех!

Стоит, наверное, начать с тех игр, которые не на полную используют настольный потенциал, но заставляют играть в себя снова и снова, потому что в них будет активной творческая часть человека. В эту категорию попадают активные (activity) и игры на воображение с выбором. Сразу оговорюсь, что хоть чёткой классификации игр по сложности нет, принято разделять их на игры для вечеринок (Partygame), семейные (family; familyfriendly) и хардкорные (hardcore). Активные игры в подавляющем своём большинстве относятся к первой категории (partygame), их задачей является быть представленными большому кругу людей, следуя этому – иметь простые правила и приносить исключительно веселье, нежели какой-либо вызов. За примерами долго идти не надо, ведь такие игры всегда есть в любом игровом настольном клубе: Имаджинариум, Активити, Alias, Базинга, различные вариации Мафии и многие, многие другие. Располагая незначительными по объему правилами (иногда они умещаются на обратной стороне коробки), такие игры задействуют воображение, или требуют от игроков выполнения веселых заданий. Есть, конечно, игры и со своим сводом правил с использованием многих механик: на блеф, драфт, торги и так далее. Веселье гарантировано, как и то, что такие игры подойдут любым компаниям. Впрочем, многие из этих игр (но далеко не все) повторяют известные нам с детства, которые и без того не требуют каких- либо внешних компонентов, разве что ручки, листа бумаги или колоды карт.

Долгое время разнообразия в настольных играх не было, однако одна механика вызвала достаточно большой шум и популярна до сих пор. У нас её называют «кинь-двинь», на западе принято «Spin’n’move», что, в принципе, одно и то же. Очень простая механика, использующая волю случая на броски кубика. За примером долго идти не надо: Монополия. Собственно, успеху этой игры мы и обязаны популяризации этой механики во многих играх прошлого века. В детстве, наверное, многие играли в игры по типу «горки и лестницы», где применялась та же механика – бросаем кубик, движемся на указанное значение. В зависимости от удачи – поднимаемся вверх, сокращая путь, или спускаемся вниз, начиная заново. В современных играх от такой механики зачастую отказываются либо модифицируют различными способами. Связано это с невероятно затянутыми партиями, что к концу больше начинает раздражать, нежели приносить удовольствие удачливым игрокам. Пожалуй, единственной популярной игрой, эксплуатирующей «кинь-двинь», сегодня остается Монополия. Народная любовь к неустаревающей классике – она такая.

Настольно-печатные (настолки)

Самые известные представители этого рода настольных игр — «Монополия» и обычные игральные карты. Внешний вид их многообразен — это может быть раскрашенное картонное поле с фишками и кубиками, а может просто набор красивых карточек с замысловатыми правилами.

Карточные игры произошли от средневековых карт Таро. Так родились всевозможные варианты игры с наборами в 36 и 54 карты — покер, преферанс, бридж. Основная их суть — давать несколько случайных значений из какого-то известного и конечного набора значений.

Нарезанные картонные квадратики могут быть самостоятельными наборами для игры, как например, устроен «Манчкин», «Корова 006» или «Да, Темный Властелин». А могут быть и спутниками настольных «коробочных» игр, являя собой заклинания, персонажей, события, местности — в общем, все, что может в этой игре выпадать случайным образом и не умещается на гранях кубиков.

«Коробочные» игры произошли от «Монополии», изданной братьями Паркер в 1935 году. Развлечения такого рода могут содержать в себе игровое поле, набор фишек, карты, фигурки, кубики. Но не один из этих элементов не обязателен! Так, например, поле может быть статичным («Игра престолов»), а может каждый раз в начале игры собираться из отдельных шестиугольников («Сумерки империи»). Иногда процесс собирания такого поля — это сама игра («Каркассон»). А иногда поля может вообще не быть («Орки»).

Как придумать сюжет и сценарий

В зависимости от того, какой вы видите свою настольную игру по жанру, к разработке сюжета надо подходить по-разному. Иногда, как и в случае с персонажем, можно ограничиться чем-то коротким, а иногда большая часть геймплея непосредственно связана с сюжетом. Поэтому, как только вам станет ясно, что за игру вы делаете, можно будет разобраться с сюжетом.

У классического сценария всегда есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и заключение

Если же речь идёт об истории для игры, то очень важно правильно сочетать её с игровым процессом, чтобы игроки не скучали, а игра не провисала. Понятно, что в начале люди всегда пытаются разобраться с правилами и вникнуть в происходящее, но если ничего не будет происходить в игре, то продолжать никто и не захочет

Кроме того, часто люди играют несколько партий подряд и проходить по второму и третьему кругу вялотекущее «Жили-были, голду копили» не всегда интересно. Подумайте над тем, как сильно может отличаться начало каждой партии друг от друга по сценарию и по геймплею, чтобы у игры была максимально возможная реиграбельность. Например, в той же монополии практически каждое начало игры различается, из-за того что очень сложно всем участникам игры из партии в партию выбрасывать одни и те же цифры на кубиках и принимать решения о покупке определенных объектов. В колонизаторах есть возможность выбрать, с какой точки поля начать строить город и дороги. В MTG, Hearthstone и даже «Манчкине» стартовые руки постоянно различаются. Но при этом, во всех перечисленных играх от хода к ходу сложность игрового процесса возрастает, а сюжет развивается в зависимости от действий игрока. Да, в каждой партии в конечном счёте сюжет примерно одинаковый – кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.

Обратите внимание Но именно вариативность развития событий и даёт играм такую высокую реиграбельность. У патигеймов основанных на словесных играх реиграбельность такая низкая в первую очередь из-за ограниченного набора используемых карт-слов, которые легко запоминаются

Что касается литературного повествования, есть 2 основных подхода к генерации сюжета: всё идёт по плану, придуманному автору заранее, либо же автор помещает героев в сложившуюся ситуацию и даёт им волю действовать, тем самым развивая сюжет.


В первом случае автор тратит много времени на общую подготовку и планирование интересных поворотов событий, а потом довольно быстро проводит своих героев по пути из точки А в точку Б.

Во втором случае автор в первую очередь составляет максимально полный портрет героев и, анализируя их способ мышления, описывает то, как они справляются с той или иной проблемой, попутно стараясь не растечься маслом по воде.

Особенности геймплея[править]

Баланс — «честность» игры, отсутствие слишком сильных и слишком слабых сторон и стратегий.

Боевая система, боёвка — правила моделирования боёв.

Даунтайм — ожидание своего хода.

Декбилдинг — механика, связанная с построением собственной колоды. Неотъемлемая часть коллекционных карточных игр, но есть и декбилдинговые игры с фиксированной колодой.

Золотой снитч — элемент, приносящий больше очков, чем всё остальное; в худшем случае игра сводится к погоне за этим элементом. Например, последний лайнер в «Гавре».

Игра с полной информацией — если игроки полностью знают игровую ситуацию (отсутствует тайная информация).

Кинь-двинь — бросить кубик, переместить фишку на столько делений, сколько выпало.

Мана — особые очки, расходуемые на магию (или какие-то другие спецспособности).

Механика — набор базовых действий. Броски кубиков, движения фишек, вытягивание карт… Новые игровые механики появляются крайне редко.

Очки жизни, хиты, hp — простейшая модель прочности чего-то. Есть n очков жизни, за пропущенные удары они снимаются. Как только hp доходят до нуля, объект уничтожен.

Пулбилдинг — декбилдинг с чем угодно, только не с картами. Жетонами, кубиками…

Рандóм — случайность.

Решённая игра — существуют точная стратегия, как победить (свести к ничьей), и если ей следовать, помешать может только случайность.

Рука — карты, находящиеся в распоряжении игрока.

Сеттинг — антураж игры: если реальный мир — время и место; если вымышленный — то какой. Сеттинг может быть размытым («просто фэнтези») и конкретным (Курская битва, Звёздные войны).

Хоумрул — правило, не прописанное в инструкции и оговариваемое перед началом игры.

Все о настольных играх

Большинство настольных игр имеют множество полезных качеств, о которых никто не задумывается при покупке. Даже самые простые головоломки или стратегии развивают следующие полезные навыки:

  • Командная работа;
  • Умение договариваться;
  • Логическое мышление;
  • Умение добиваться поставленной цели;
  • Применение аналитических способностей;
  • Усидчивость;
  • Умение проигрывать.

Кроме развивающего преимущества игр, можно выделить дополнительные плюсы:

  1. Подходят участникам разных возрастных категорий;
  2. Долговечные;
  3. Не так влияют на нервную систему, как компьютерные игры;
  4. Коробку с игрой можно брать на природу или в путешествие.

Недостатков у подобного развлечения практически нет, разве только то, что некоторые стратегии могут затянуться на несколько часов, отвлекая от других дел. Также следует быть внимательными с маленькими детьми, чтобы они случайно не проглотили мелкие детали.

Все настольные игры можно разделить на:

  1. Интеллектуальные, требующие проявления эрудиции, хорошей памяти, быстрого мышления. К ним относятся преимущественно головоломки, викторины.
  2. Детективные, с необходимостью применения способов дедукции. Способствуют развитию внимательности.
  3. Стратегии, в которых участникам придется просчитывать все ходы наперед. Обычно от игроков требуется, будучи главным, построить город или целое государство раньше соперников.
  4. Военные, создающие видимость настоящих военных действий, борьбы государств или армий. Ориентированы на развитие смекалки, системного мышления.
  5. Экономические, похожи со стратегическими, но направлены исключительно на создание капитала путем хитрости и логического мышления.

Если вы еще не знаете, что выбрать, обратите внимание на топ лучших игр из разных категорий

12 «Мрачная гавань»

Фото pixabay.com

Одна из самых лучших и интересных настольных игр в жанре RPG для взрослых. Игроки берут под свой контроль авантюристов, которые ищут приключений в «Мрачной гавани». Они будут грабить подземелья и побеждать монстров в грандиозной, разветвленной истории, в которую можно играть месяцами. И да, исход зависит от вас, а не от того, как лягут кубики, и это делает эту игру такой запоминающейся.

А если серьезно, то мы не шутим насчет ее долговечности. «Мрачная гавань» поставляется в огромной коробке, до краев полной компонентов и секретных элементов, которые вы будете постепенно открывать по мере своего путешествия вперед. И да, она чуть проще легендарной игры «Подземелья и драконы», но при этом не менее увлекательна.

Виды настольных игр

Интеллектуальная игра — это головоломка или викторина. Она требует от игроков проявления эрудиции и интеллектуальных усилий. Игра развивает логическое мышление и память, улучшает концентрацию внимания.

Военная игра моделирует исторические или вымышленные войны и сражения. Она развивает смекалку и системное мышление. Увлекательные военные настольные игры научат ребенка составлять план действий, правильно решать поставленные задачи и рационально использовать ресурсы.

Стратегическая игра ставит перед игроком больше задач. Он выступает в роли правителя, который должен построить мощное государство, город или цивилизацию. Для изменения хода истории у игрока имеются военные, политические и экономические средства.


Детективная игра — это сочетание головоломки и ролевой игры. Участник должен сыграть роль детектива, которому надо провести расследование с целью найти преступника или раскрыть тайну. Развивает мышление, сообразительность и логику.

Экономическая игра отчасти стратегическая. Она моделирует экономические отношения: распределение, потребление и обмен. Цель игрока — много заработать или построить собственную экономическую империю. «Колонизаторы», «Монополия«, «Валдора» и другие игры учат детей основам экономики и финансового рынка.

Активная игра предназначена для интересного времяпрепровождения 6-12 игроков. Она имеет простые правила и не требует интеллектуальных знаний. Задача игроков — проявить активность, наблюдательность и быструю реакцию. Развивает навыки общения и коммуникабельность.

Семейная игра имеет простые правила и предназначена для игры 3-6 человек некскольких поколений. Игроки соревнуются друг с другом, что улучшает взаимопонимание между членами семьи.

Творческая игра позволяет игрокам проявить природные способности. К ним относится импровизация, рисование, пение, пантомима и ораторское искусство.

Gremlins, Inc.

Gremlins, Inc. – забавная стратегия про гремлинов, ведущих между собой войну за власть в городе. Каждый пытается отхватить кусок повкуснее и набрать очков побольше. А очки игроки зарабатывают в том числе взаимодействуя друг с другом. Здесь и начинается самая веселая часть, ведь чтобы преуспеть, нужно как можно сильнее напакостить своим соперникам.

Мультиплеер рассчитан на 2-6 игроков, каждый из которых может выбрать одного из 12 игровых персонажей. Можно, конечно, вместо живых людей поиграть с ИИ, но будет не так весело. К игре можно скачать несколько DLC с новыми иконками, визуальными эффектами, портретами персонажей и прочими украшательствами.

И куда же без масштабных стратегий…

Подошло время поговорить и о категории стратегий. Пожалуй, самой распространенной категории среди других и самой многообразной. Сложность в ней в подавляющем большинстве либо на уровне семейных игр, либо больших, сложных и хардкорных. Много в настольном мире этих ваших стратегий, на любой вкус и цвет! Хотите – экономическую, хотите – военную. А может, смешать? Можно с конфликтами, можно без. Можно с простым собирательством, а можно с аукционом и ставками. Можно с элементом случайности, а можно полностью без него. В этой же категории, пожалуй, самое большое количество различных механик, которые вы можете встретить среди настольных игр. Однако, доминирующими следует назвать две из них – это выставление рабочих (workerplacement) и контроль территорий (areacontrol), а то и смешение обеих! О них и поговорим.

В стратегиях вы можете располагать собственным планшетом, а может его и не быть вовсе. Могут встречаться десятки ресурсов или всего один. Но у всех стратегий есть нечто общее (во всех смыслах) – это игровое поле. Именно на нём происходит главное действие. В классических, неустаревающих вариантах, механика выставления рабочих действует по следующему принципу: у игроков есть ограниченный запас этих самых рабочих, а на поле есть столь же ограниченный запас возможных действий. Фишки рабочих выставляются на действия, которые и дают нужные для победы ресурсы, очки, новые возможности и т.д. Цимес же заключается в том, что рабочий не может быть выставлен на уже занятое действие. Здесь вступает планирование и просчёт, слежка за действиями оппонента и раскрытие его планов. Порой можно занять не совсем необходимое действие для себя, только что бы не дать преимущества кому-то другому, а порой приходится принимать сложное решение, выбирая один из множества вариантов. Выставление рабочих, пожалуй – самое популярное решение в стратегиях. В основном используется в играх европейской школы игрового дизайна. В них редко можно встретить прямое противостояние (скорее косвенный конфликт) и успех зависит от вашего планирования и просчёта. Есть, однако, игры и с конфликтом: например, в LordsofWaterdeepможно с помощью закулисных интриг манипулировать рабочими противника или намеренно выкладывать штрафы (в игре есть механика коррупции) на те действия, которые интересны вашим противникам. Сами рабочие могут быть представлены чем угодно. Обычно это простые миплы, делающие свою работу. Но есть и оригинальные решения. В игре «Приключения Марко Поло» ваши рабочие – обычные шестигранные кубы. Но их особенность в том, что грань, которой вы кладете эти кубы на действие, определяет ваши возможности и варианты.

AreaControl (контроль территорий) – процесс удержания стратегически важных точек на игровом поле, что неминуемо ведёт к победе. Зачастую, в таких играх партия ведётся не на очки, а пока один из игроков не выполнит условие победы. Как и в случае с Workerplacement, игроки располагают ресурсами и «рабочими», только в этом случае, занятие позиций играет ведущую роль. Такие игры намного более конфликтны, по сравнению с выставлением рабочих. Обычно, это большие военные стратегии, где динамику определяет цель игроков. В настольной версии Игры Престолов (той самой, что по мотивам романов Дж. Мартина) нет победных очков, зато есть масштабная карта мира и мотивация игроков захватить больше всего территорий. Партия будет длиться до того момента, пока один из игроков не захватит 7 крепостей и по праву воссядет на железный трон. Очень интересный подход к контролю территорий в настольной новинке Иниш: игроки вообще вольны двигаться в направлении одной из трёх целей для победы – доминирование над другими игроками в регионах, контроль регионов или древних кельтских храмов.

Есть также интересные дизайнерские решения по смешению двух механик. В игре Крёстный отец вы выставляете рабочих, которые на конец раунда будут контролировать те территории, куда вы их поставили, если будут иметь достаточно влияния. Обе механики очень важны и постоянно держат в напряжении.


Стоит признаться, что я охватил лишь верхушку айсберга по введению игроков в основы механик и категорий настольных игр, однако постарался вычленить из них те, что лежат во множестве наиболее интересных (объективно и субъективно) игр. Обращаясь к наиболее авторитетным сайтам-источникам (например, boardgamegeek), можно разбить разбор этой тематики на десятки таких статей. Однако сегодня целью стало введение в сами понятия, дабы неискушенный игрок мог иметь представление по внутреннему устройству любимых ему игр и стал более подкованным в будущем выборе.

Надеемся, теперь вы разбираетесь в настольных жанрах и механиках чуть лучше, чем раньше. Успешных и весёлых Вам игр!

Словесно-логические (ролевки)

Могут быть как ролевые, так и разнообразные словесные игры. В таких играх действие может целиком происходить на словах, а может подкрепляться кубиками, книгами, листами персонажей, картами подземелий и фигурками противников.

Ролевые игры отчасти сродни сказкам — потому что у нас есть ведущий, рассказывающий нам историю, и отчасти — театру, потому что каждый игрок отыгрывает своего персонажа, а ведущий — всех, кого они встретят. Такая игра может быть и спонтанной, но, как правило, идет в рамках ролевой системы. Правила позволяют сравнить, кто из вас быстрее бегает, можно ли разбить головой окно и что произойдет, если выпить вон тот пузырек с надписью «Яд». Самые известные из таких систем — это Dungeons & Dragons и GURPS. Но мы будем рассказывать вам не только о гигантах, но и об интересных «малютках».

Другие словесные игры вам тоже могут быть хорошо известны. Это «мафия», «контакт», «данетки», «города» и многие другие. Подробно на них останавливаться мы не будем. Лучше поговорим о том, как в нашей новой рубрике мы будем сравнивать, какие игры лучше, а какие хуже.

Наша система наград

Как выглядит оценка настольной игры, вы увидите уже на ближайших страницах. Я остановлюсь только на том, что может вызвать разночтения.

Хардкор — значит хардкор! «Игра престолов», «Древний ужас», «Мёртвый сезон»

Тем, кто всегда выбирает высшую сложность в видеоиграх, настольные могут предложить настоящие испытания. Обычно никому не рекомендую начинать с хардкора, но знаю слишком много счастливых историй, в которых «настольное» хобби начиналось с самых сложных игр. Сажать новичков за игру с тридцатистраничным буклетом правил, конечно, не лучшая идея, но одни настолки подходят для этого лучше, чем другие. Все игры в этой группе были опробованы мной на полнейших новичках, и «жертвы» всегда оставались в восторге.

«Игра престолов»

«Игра престолов». В землях Вестероса бушует Война Пяти королей! Возглавьте один из Великих домов и приведите его к победе, взяв по очереди семь крепостей. В игре нет кубиков — полагаться можно только на расчёт и дипломатию. Случайные события включают смену правителя на Железном троне, вторжение одичалых и пополнение армий — просто так клепать солдат не получится.

«Древний ужас»

«Древний ужас». Лучшая настолка по мирам Лавкрафта, современная версия известного «Ужаса Аркхэма». По всему миру происходят странные события, и лишь немногие понимают, что это знаки, предвещающие явление древнего зла. Вы (совместно с другими сыщиками) должны разгадать три тайны и запечатать врата между двумя реальностями.

«Мёртвый сезон»

«Мёртвый сезон». Перед вами «Ходячие мертвецы» в формате настольной игры. Вы живёте в замерзающей колонии в бывшей тюрьме, и каждый день — это борьба с голодом, холодом и тысячами живых мертвецов. В игре множество сценариев и случайных событий, делающих каждую партию непохожей на остальные. Вы управляете не одним выжившим, а сразу группой. Есть возможность игры с предателем.

Пусть этот список вас не ограничивает. Если настольные игры вам интересны — ищите сайты, где обретаются ваши единомышленники. В первую очередь это «Тесера», крупнейшее русскоязычное сообщество, и boardgamegeek.com — главный мировой портал о настольных играх. На обоих сайтах есть рейтинг игр, постоянно появляются статьи и сведения о новинках, красочные описания партий. Из блогов отдельно рекомендую заметки Владимирса из Латвии (зарубежные новинки) и «Две фишки» (семейные игры и головоломки). У обоих авторов отличный вкус и широкий кругозор. Я играю в настольные игры уже больше десяти лет и убеждён, что это увлечение подходит если не всем, то очень многим — нужно только найти свой жанр. Настолки — это море веселья, и я только наметил маршрут для вашего круиза. Счастливого пути!

Настольные игры как инструмент для обучения

Изучая, какие бывают детские настольные игры, и выбирая подходящую, нужно ориентироваться на несколько общих критериев. Хорошая игра должна:

  • подходить ребенку по возрасту;
  • содержать достоверную информацию, без опечаток и ляпов;
  • изготавливаться из безопасных материалов;
  • вызывать интерес и положительные эмоции у малыша;
  • иметь удобную упаковку для хранения и транспортировки.

При соответствии всем этим параметрам развивающий эффект от обучающей игры обеспечен. А какие знания и навыки получит ребенок — будет зависеть от ее содержания и цели.

В каком возрасте можно начинать

Знакомить малыша с настольными играми можно начиная с 2 лет (под контролем родителей). В этом возрасте дети непоседливы и не могут подолгу концентрироваться на чем-то одном, но яркая мозаика или пазл с крупными деталями способны занять его на длительное время, в течение которого будет интенсивно работать мозг. Разбирая картинку на несколько частей, а потом пытаясь ее собрать, ребенок незаметно для себя будет совершенствовать:

  • мелкую моторику;
  • логическое мышление;
  • воображение.

Игры, предполагающие наличие противника, можно практиковать с 3–4 лет. Здесь хорошо себя зарекомендовали многочисленные детские варианты лото и домино.

Америтреш

Сразу перейдем к противопоставлению евро. Вторая из основных типов игр — это америтреш. Тут в первую очередь важна атмосфера и тематика игры. По сложности правил они почти одинаковые с евро, но тут больше всяких мелких нюансов, которые нужно держать в голове. Поэтому может создаться впечатление что правила сложнее, но есть и евро со сложными правилами, а тут именно всякую мелочевку запоминать надо. Часто в америтреше есть хорошие миниатюры (фигурки) и дополнительные аксессуары. В этих играх большая доля случайности, вы можете за ход кидать от 5 до 30 кубиков. Новичкам гораздо проще выиграть в такие игры и в целом, знакомить их с такими играми, но все же, лучше начать с семейных игр.

Вместо «Мафии»: «Сопротивление», «Находка для шпиона», «Цитадели»

«Мафия» — это всегда бурные эмоции, споры и драматичный финал, но у этой популярной игры есть свои недостатки. Важные решения (куда стрелять, кого проверять) приходится принимать, опираясь только на характер участников и их поведение. Убитые мафией вынуждены скучать до начала следующей партии. Есть игры, лишённые этих недостатков, но всё ещё напоминающие по духу знаменитую салонную игру. Они отлично подойдут для большой компании на празднике и не требуют наличия ведущего. Стрелять по «мирным жителям» можно, основываясь на действиях, а не только словах.

«Сопротивление». Повстанцы сражаются с тоталитарной империей, но в её рядах действуют шпионы. На каждую миссию общим голосованием собирается команда. Затем её члены тайно выбирают исход миссии. Агенты правительства могут провалить миссию, а могут завоевать доверие ради права на следующие ходы. Для успеха революционеры должны успешно выполнить три задания из пяти.

«Находка для шпиона». Всем участникам игры раздают по карточке. На всех, кроме одной, нарисовано какое-то место: больница, овощебаза или космическая станция. На последней карточке нарисован шпион. Затем игроки по очереди задают друг другу любые вопросы («Куришь ли ты на работе?», «Как тебе наш директор?»). Задача «мирных жителей» — вычислить шпиона. Задача шпиона — понять, где он находится.

«Цитадели». Это уже не совсем «Мафия», но здесь тоже есть тайные роли. Цель игры — построить самые богатые кварталы в городе, собрав нужные суммы монет и найдя хорошие карты со зданиями в колоде. Каждый ход игроки разбирают роли из общей колоды и могут изрядно напакостить друг другу: украсть монеты, лишить хода или снести квартал-другой.


С этим читают