Tidal не для кидал. исследуем самый известный сервис потокового аудио в hi-res

Финансы поют романсы в lossless

Tidal предлагает два варианта стрима – Premium и Hi-Fi. Нас интересует исключительно второй, поскольку только в пакете Hi-Fi доступна lossless трансляция и поддержка хайрезов в лице того самого MQA.


Цену за круглосуточный хай-фай поток нельзя назвать гуманной. Абонплата за Tidal Hi-Fi в месяц составит 20 долларов/евро, если регистрироваться через Apple Store будет еще дороже. Ладно, будем считать, что это «Ок» по меркам правоверного меломана, покупающего компакт-диск или пластинку раз в месяц. Ведь примерно такую сумму они и платят за единицу музыкального носителя.

Помимо финансового вопроса в наших широтах сдерживающим фактором для Tidal является его юридическое отсутствие. Приложение не представлено в локальном AppStore, вы даже не сможете просто зарегистрироваться на официальном сайте. Для этого нужно совершить ряд обходных маневров.

Время сейчас такое, что даже грудничок знает про VPN и с чем его едят. Поэтому этот образовательный раздел мы пропускаем и переходим непосредственно к регистрации аккаунта Tidal через VPN-подключение.

Если хотите сэкономить, переключайте VPN на страны Восточной Европы или Турцию, тогда абонплата за Tidal Hi-Fi обойдется дешевле в 3-4 раза. Вот это уже гуманно! А еще гуманнее будет купить ваучер на ebay.com. Там за 3$ продавец вышлет вам логин и пароль к Tidal Hi-Fi с правом доступа на 45 дней. Это уж совсем шара, но персональные настройки, плейлисты при таком способе сохраняться не будут, и каждый раз надо будет все начинать заново.

Суду все ясно

1. Версию, что MQA-алгоритм используется на этапе звукозаписи, можно признать несостоятельной. Возможно, что-то применяется для каких-то экспериментальных треков, но определенно пока не в актуальной музыкальной продукции.

2. Технология MQA путем добавления незначительного количества кодированного шума в области 20 кГц позволяет из потока 24 бит/48 кГц достаточно достоверно восстанавливать спектр оригинального HD-образца 24 бит/96 кГц.


3. Музыкальные исходники с размерностью 24 бит / 44 кГц в результате MQA-обработки подвергаются апсемплированию со специфической фильтрацией, одним из результатов которой является неполное подавление зеркальных помех.

Богатый и еще богаче

Реакция прессы на перезапуск Tidal оказалась преимущественно плохой. Как писал Billboard, первые критики заметили, что Tidal — это эксклюзивный клуб уже состоятельных музыкантов, которые хотят заработать еще больше денег. Совладельцев упрекнули в организации помпезного мероприятия, на котором они — обладатели приличных состояний — со сцены призывали фанатов не жадничать и больше тратить на музыку. Фанаты в Twitter, в свою очередь, призывали называть вещи своими именами и не приписывать себе роль спасителей искусства.

Досталось собственникам Tidal и от коллег. Фронтмен Death Cab for Cutie Бен Гиббард сказал, что на месте Jay-Z он вывел бы на сцену десять инди-музыкантов и рассказал бы, сколько его сервис будет платить им и всем другим талантливым представителям музыкальной индустрии, которым едва удается сводить концы с концами. «Я думаю, они определенно облажались, вызвав на сцену кучу миллионеров и милиардеров, которые жаловались, что им мало платят», — считает Гиббард.

Британская певица Лили Аллен написала в своем Twitter, что при всей любви к Jay-Z она считает Tidal дорогим по сравнению с другими сервисами, у которых есть бесплатные подписки. По её мнению, пользователи скорее пойдут на пиратские сайты и торренты, чем будут платить такие деньги, и в итоге артистам будет только хуже.

Сделка Jay-Z

В январе компания Project Panther Bidco американского рэппера Jay-Z предложила за Aspiro $56 млн. Сделка состоялась, и в конце марта сервис перезапустили. В церемонии, посвященной перезапуску, участвовали 16 известных музыкантов: сам Jay-Z, Канье Уэст, Рианна, Мадонна и другие. Все они, как оказалось, являются совладельцами.

Этот факт решили сделать главной «фишкой» — сервис, мол, принадлежит не жадным корпорациям, а самим музыкантам. Еще одной отличительной особенностью Tidal, как считают совладельцы, являются более высокие выплаты музыкантам. Spotify платит обладателям прав на музыку 70% дохода, Tidal обещает 75%.

Пока не заметно, есть ли причина переходить на стриминговый сервис от Jay-Z и друзей. Владельцы Tidal считают, что этой причиной должны стать эксклюзивы. Например, новая песня Рианны «Bitch Better Have My Money» изначально была доступна только на Tidal. Недавно стало известно, что Jay-Z исполнит для подписчиков сервиса целый концерт. Рэппер обещает, что пользователи Tidal услышат песни, которые исполнялись редко либо вообще никогда.

Софт и хард

Теперь, когда вы зарегистрированы в гостях у Jay-Z, приступаем к интеграции Tidal в личную аудиосистему

Самое простое — это войти на сайт Tidal в браузере Google Chrome и вуаля, уже можно слушать музыку! Возможно, большинство так и поступает, но для нас, контрол-фриков, важно обеспечить максимально «чистое» прохождение сигнала

В этом случае музыку следует запускать через фирменное приложение Tidal, которое можно скачать на официальном сайте и установить на Mac или Windows, начиная с «семерки». Кроме того, только через официальное приложение возможно декодирование HD-контента, который у Tidal, как известно, упакован в виде MQA. Интерфейс приложения интуитивно понятен и хорошо структурирован. А что насчет присутствия Tidal на мобильных устройствах?

Как уже говорилось, Tidal iOS доступен не для всех Apple Store. В общем, кто наловчился мухлевать с американским аккаунтом, для того установка не проблема. А всем остальным мой сердечный совет – не морочить себе голову, а использовать любое приложение, в котором предусмотрена совместимость с Tidal. Это может быть и аудиоплеер, и управлялка для какого-нибудь стримера. В моем случае я использую бесплатное приложение Seek от хорошо известного в аудиокругах бренда Bel Canto. Мне нравится, что при воспроизведении в Seek всегда указывается не только битрейт, но и битность воспроизводимого потока. А мы пока вернемся за настольный компьютер.

Тайны MQA

Все Hi-Res издания в Tidal отмечены буквой M — master и транслируются в зашифрованном MQA-контейнере. Вопросы, почему при современной ширине каналов нельзя было просто передавать оригинальные аудиофайлы, оставим за скобками. Разработчики MQA утверждают, что имеет место некий процесс, пользительный для слуха. Поэтому начнем с позиций, эксклюзивно представленных только на Tidal в MQA.


Альбом Beyonce «Lemonade» невозможно найти в HD Tracks, нету его и на других сервисах, торгующих хайрезами. Максимум, что можно встретить — это компакт-диск и не более. В целом, несмотря на современную компрессию динамики, «Lemonade» звучит весьма прилично, да и вообще по всем статьям выгодно отличается от предыдущих работ певицы. Попробуем разобраться, вносит ли MQA свою лепту в эти успехи?

Если отключить MQA-преобразование в настройках настольного приложения Tidal, система будет воспроизводить «Lemonade» с разрядностью 24 бит / 44 кГц. На спектрограмме можно заметить любопытный ультразвуковой шумок в узкой полосе 20-22 кГц, который тянется через весь альбом. Этот артефакт отсутствует на обычной, не master-версии «Lemonade», и ее 16-битное разрешение в этом не виновато. Все указывает, что перед нами именно данные для MQA-декодера, тихонько помещенные в высокочастотную область. И слово «тихонько» здесь не литературный эпитет. Эту область и так мало кто слышит, а кроме того, и сам подмешанный MQA-сигнал расположен по уровню ниже порога слышимости минус 100 дБ. Что-то подобное применялось у HDCD в 90-х, только там с помощью шума увеличивалась битность (т.е. динамический диапазон) сигнала до 20 бит. Включим же MQA-декодирование!

Та-ак, с включенным MQA-декодером приложение Tidal удвоило частоту дискретизации аудиопотока до 88 кГц. Посмотрим, что в нем имеется… Господи, а это что еще за «пропил» в АЧХ? На участке начиная с частоты Найквиста-Котельникова 22 кГц (т.е. там, где кончается полоса сигнала с дискретизацией 44,1 кГц) и до 24 кГц (т.е. там, где кончается полоса сигнала с дискретизацией 48 кГц) образовалась «мертвая зона». После нее сигнал вроде бы благополучно затухает, но какова его природа?

В принципе, USB-конвертер SOtM не является MQA-совместимым устройством. Может быть, ему попросту не все дано понять? Ок, подключим MQA-сертифицированный ЦАП Audioquest Dragonfly Black, который в последней прошивке меняет цвет подсветки на малиновый при подаче на вход MQA-сигнатуры. Заметим, что он это делает только при включенном декодировании в среде настольного приложения Tidal. Видимо, распаковывать и декодировать поток напрямую уже не хватит вычислительной мощности его встроенного процессора. Посмотрим спектр аналогового сигнала, снятого с аудиовыхода Dragonfly, и что же?

Этот дурацкий «пропил» никуда не делся! Оптимисты увидят в этом знак неких восстановленных с помощью MQA гармоник, ну а реалисты проверят остальные файлы.

Образцы альбома группы America «Homecoming» 1972 года при отключенном декодере MQA несут те же артефакты — ультразвуковой шумок, который отсутствует на обычной версии. Отличие разве что в дискретности сигнала, который при 24 битах имеет 48 кГц, а не 44 как у «Lemonade». Соответственно, при включении MQA-декодера в настройках настольного приложения Tidal, мы принимаем поток 24 бит/96 кГц. Вы не поверите, но здесь уже нет никаких «мертвых зон»! Сигнал спадает чинно и гладко, как и у аналогичных релизов America на HDtracks. Даже пичок какой-то вылез на 28 кГц. Что частенько случается при оцифровке аналоговых носителей.

Что же тогда было у Beyonce? Ответ дают альбомы групп Kraftwerk и The Magnetic Fields. В отличие от эксклюзивного «Lemonade», издания «3-D (Der Katalog)» и «50 Song Memoir» можно сыскать и на других ресурсах. Так вот, везде они доступны в размерности 24 бит/44 кГц, и не более. И точно так же, как и «Lemonade», после MQA-декодирования, апсемплируются до 88 кГц, с аналогичным «пропилом» на частотной характеристике. Какие из этого можно сделать выводы?

Постлюдия


Ну вот и выяснилось, что далеко не все хайрезы в Tidal соответствуют оригиналу. Скажем более, далеко не каждый альбом на Tidal доступен в оригинальном качестве. И ладно, когда значок Hi-Fi в приложении просто не загорается, указывая на lossy-поток. При таком огромном массиве музыки, периферийные издания никто специально не проверяет. Так что, например, альбом Антохи МС в Tidal Hi-Fi оказался голимым апконвертом. Но все это отдельные случаи, мелочи, которые не портят самого главного.

А главное заключается в том, что трансляцию Tidal приятно слушать где угодно — на кухне, за работой или в любых местах, где есть Wi-Fi. Даже бюджетная аудиосистема в фоновом режиме зазвучит гораздо адекватнее и разборчивее, когда на нее подается lossless вместо мерзких артефактов мр3 кодирования. И что бы там не говорили в слепых тестах, фонограмма в оригинальном формате не утомляет при длительном прослушивании. А Tidal нужно слушать долго. Ведь вы уже бросили несколько долларов на ближайший месяц, пусть себе играет. Да, и не забудьте включить в плейлист упомянутые альбомы!

Первые эксперименты

Чтобы вытащить и посмотреть аудиопоток Tidal, нельзя просто скопировать url в какой-нибудь Foobar и сохранить стрим на жесткий диск, как я это проделывал с другими lossless-радио. Этот flac-поток передается зашифрованным. Так что и здесь придется искать обходные пути. Для того, чтобы Tidal все-таки не утек в воздух и оказался на операционном столе, я использовал связку USB-конвертора SOtM dX-USB HD и славного рекордера Sony PCM-D100.

SOtM работает с Tidal как внешняя звуковая карта. USB-конвертор отправляет PCM-поток на оптический вход PCM-D100, включенного на запись. Регулировка уровня при цифровом трансфере не активна; передатчик и приемник просто синхронизируются по одной частоте дискретизации и все. Таким образом, аудиопоток Tidal не подвергается вмешательству, мы сохраняем его в неизменном виде. Что показали первые эксперименты?

Первым делом исследовался основной контент Tidal Hi-Fi в классическом CD-формате 16 бит/44 кГц. Трек, захваченный на лету из Tidal, сравнивался с оригинальным файлом, приобретенным через официальную страницу артиста на bandcamp.com.

Итак, уровень аудиосигнала совпадал с оригиналом только при воспроизведении через настольное приложение Tidal. Как показали дальнейшие замеры, через браузер Google Chrome и док-станциию с телефоном в стрим имеет чуть сниженную громкость на минус 0,8 дБ и 0,5 дБ соответственно. Разумеется, это сущие пустяки по сравнению с той помойкой, которая обычно льется из многочисленных интернет-радиостанций на низком битрейте. Но для чистоты эксперимента все дальнейшие образцы мы будем брать только из настольного приложения Tidal.

Полный Tidal оптимизма

Ни эксклюзивы, ни обещания больше заботиться об артистах пока не помогли Tidal набрать подписчиков. Сервис, который некоторое время после запуска был одним из самых загружаемых приложений в американском App Store, сейчас скатился в район седьмой сотни.

Волна критики вынудила Jay-Z пойти на крайние меры и обороняться. В конце апреля музыкант воспользовался своим Twitter, что он делает нечасто. Рэппер считает, что у Tidal все нормально. «У нас больше 770 тысяч подписчиков, и мы в бизнесе всего один месяц», — написал он.

Журналисты подметили, что Jay-Z не совсем точен — Tidal был запущен в октябре, и 770 тысяч подписчиков он набрал не за один месяц, как может показаться после прочтения твита. В частности, еще до завершения сделки в марте у Tidal было около 500 тысяч пользователей.

Jay-Z успокаивает себя тем, что iTunes Store не за один день был сделан, а Spotify понадобилось девять лет, чтобы стать успешным. При этом iTunes Store всего за неделю после запуска продал миллион песен, а Spotify набрал первых 2,5 миллиона платных подписчиков за два года.

Рэппер выдал целую серию твитов, в которых попросил, чтобы Tidal дали немного времени. Он также обвинил некие «большие компании», которые тратят большие деньги на «клеветнические кампании».

Сейчас руководство Tidal пытается исправить ситуацию. Главный инвестиционный директор компании Ваня Шлогел (Vania Schlogel) признала, что PR-политика компании не совершенна.

По её словам, главный приоритет Tidal — поддерживать инди-музыкантов. Компания, в частности, запускает три программы — Tidal Rising, Tidal Discovery и Tidal X. У каждой из них свои особенности, но общая цель — предоставить молодым талантам возможность занять свое место в современной музыкальной индустрии, говорит Шлогел. По ее словам, именно такой Tidal следовало продвигать с самого начала.


С этим читают