10 фильмов с необычным взглядом на исторические события

Один из самых странных и непонятных фильмов в мире — Малхолланд Драйв (2001)

У каждого режиссера есть кредо. Майкл Бэй, например, создает шумное, далеко не самое умное, но успешное в кассовом плане кино. А вот Крис Коламбус является специалистом в милых семейных комедиях с элементами драмы.


У Дэвида Линча тоже есть кредо. Он справедливо считается самым странным, загадочным режиссером современности. Практически все его ленты входят в подобные списки непонятных картин. Однако «Малхолланд Драйв» фигурирует в них чаще всего.

Главная героиня фильма — девушка, которая чудом умудряется скрыться от компании мужчин, явно желавших ей смерти. Она не помнит своего имени, но решает взять псевдоним Рита. Случайно девушка знакомится с обаятельной начинающей актрисой Бетти, и вместе они пытаются раскрыть тайны прошлого Риты.

Поначалу кажется, что сюжет развивается логично, но потом он переворачивается с ног на голову. Зритель теряется, не понимая, что вообще происходит на экране. После финальных титров кажется, что философский посыл был совсем рядом, осталось только руку к нему протянуть. Именно поэтому «Малхолланд Драйв» хочется пересматривать снова и снова, чтобы разгадать все тайны, спрятанные в сюжете Линчем. В Сети можно отыскать целые сайты, посвященные возможным трактовкам сюжета. Однако интересно и то, что «Махолланд Драйв» считается далеко не самым сложным в понимании фильмом мэтра, но зато одним из самых успешных.

Солярис (1972)

Есть и в истории отечественного кино странные и загадочные фильмы. И лидер среди них по странности и культурной ценности — творение Андрея Тарковского «Солярис». В центре сюжета здесь оказывается немолодой ученый Крис Кельвин. Он отправляется на орбитальную станцию, которая исследует планету под названием Солярис. На этой планете расположен океан, который, по мнению специалистов, может иметь разум. Этот океан порождает жуткие видения. Так, Криса спустя всего несколько часов пребывания на станции, навещает его умершая супруга.

Фильм поняли не все, но он практически сразу стал классикой мирового кинематографа. Есть в картине некая загадочность, странная красота, которую невозможно описать или объяснить. Такие истории нужно смотреть самостоятельно, чтобы сложить о них собственное мнение.

Такси (2015)

Фильм «Такси», его сюжетная канва и своеобразная манера съемки понятны тем зрителям, которые разбираются в нюансах современного кинобизнеса. Именно поэтому нужно дать небольшую предысторию. В 2010 году уважаемый иранский режиссер Джафар Панахи был осужден за антиправительственную деятельность. Ему запретили снимать кино в течение двадцати лет. Однако для творческого человека это не является препятствием.

За период войны с правительством Панахи снял три фильма, и лента «Такси» стала квинтэссенцией его творческого стиля. Поскольку режиссеру нельзя организовывать полноценный съемочный процесс, он решил показать реальную жизнь Тегерана, работая таксистом. Мужчина просто разъезжал по улицам города, брал пассажиров, беседовал с ними, расспрашивал об условиях жизни в Иране. Как результат, у него получилась проникновенная история, но не про город, а про страну и людей, которые ее населяют.

Однако, если просто сесть смотреть фильм, не изучив всю эту предысторию, можно не понять, с чем же связан подобный фурор ленты. Она представляет собой просто иллюстрацию жизни таксиста. Да, фильм получился странным, но это тот случай, когда важнее посыл, а не художественная ценность.

Дар (The Gift) 2000

Жанр: Ужасы, фэнтези, драма

Рейтинг: КиноПоиск – 6,9, IMDb – 6,6

В небольшом провинциальном городке живет одинокая вдова Энни Уилсон, воспитывающая троих маленьких детей. Женщина наделена редким даром ясновидения. Она предсказывает будущее за скромное вознаграждение. Некоторые называют ее «ангелом-спасителем», но чаще всего за спиной она слышит «чертова ведьма». Энни может увидеть много ужасных вещей, но предотвратить эти кошмары она не в силах. Героиня хочет вырваться из этого круга бессилия и отчужденности, и однажды судьба преподносит ей возможность доказать всем окружающим, что ее удивительные способности могут приносить людям пользу. Полиция просит женщину помочь в расследовании пропавшей девушки. Поиски исчезнувшей заводят Энни в самые потаенные дебри подсознания, граничащие с первобытным ужасом.

Фаза (2013)


Жанр: Документальный, детектив, история

Рейтинг: КиноПоиск – 7,0, IMDb – 6,0

В списке лучших фильмов и сериалов про сверхспособности человека есть и документальная картина – «Фаза». Странное совпадение: в подавляющем большинстве необычных историй люди в ключевой момент просыпаются или засыпают. Скорее всего, за всем этим стоит какое-то необъяснимое явление, которое оказало большое влияние на культуру и историю человечества, и о нем практически ничего неизвестно. Что спрятано внутри каждого человека, и к чему это может привести в будущем?

Документальный фильм рассказывает о «фазовом состоянии», его видах и реальном потенциале человеческого мозга. Во время фазы человек способен на многие вещи, которые недоступны ему в привычной жизни. В состоянии осознанного сновидения люди могут путешествовать в разные точки земного шара, встречаться с любыми объектами и познавать мир, еще более обширный и многогранный.

Стекло (2019)

Художественный фильм М. Найта Шьямалана продолжает сюжетную линию, начатую в «Неуязвимом» и «Сплите». События разворачиваются в психиатрической лечебнице через 19 лет после поимки мистера Стекло. Туда же помещают непримиримого борца с преступностью Данна и страдающего расстройством личности Кевина Крамба по прозвищу Орда. Злодеи объединяются, чтобы доказать существование сверхлюдей.

Это интересно: Список лучших фантастических фильмов 2019 года

Оригинальное названиеGlassВ главных роляхДжеймс МакЭвой, Брюс Уиллис, Сэмюэл Л. ДжексонСтранаСША, КитайРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 6.7Возрастные ограничения16+Хорошее качествос 16.04.2019

Амадей / Amadeus (Милош Форман, 1984)

Рейтинг IMDb: 8.3; Кинопоиска: 8.1

Когда речь заходит о классической музыке, операх и прочих подобных «возвышенных» материях, многие представляют себе в первую очередь театральные аристократические ужимки, пафос костюмов и золотую лепнину интерьеров, то есть экспозиция зачастую преобладает над драматизмом сюжета. Однако Милошу Форману, несмотря на наличие всего вышеперечисленного, удалось создать фильм о живом, лишённом исторического глянца мире с не менее живой фигурой выдающегося композитора в центре сюжета.

Вена 1770-х показалась зрителям одновременно родной и далёкой от иллюзорной идеальности. Дуэт Тома Халса, исполнившего роль самого Моцарта, и Мюррея Фридриха Абрахама, воплотившего его «заклятого друга» Сальери, ещё одна удача фильма. Любовь, ярость, ревность придают характерам, которые у менее искусного мастера рисковали бы превратиться в картонки, реалистичности и живости. Юмор, в исторических полотнах применяющийся крайне редко, в исключительно сатирическом ключе, выглядит здесь тонко и органично. «Амадей» вдохновил другие фильмы, которые стали смотреть на исторические события свежим, в некотором смысле даже дерзким взглядом, среди таких можно назвать «Марию Антуанетту» Софии Копполы и «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса.

Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе / JFK (Оливер Стоун, 1991)

Рейтинг IMDb: 8.1; Кинопоиска: 8.1

Убийство Кеннеди является ключевым сюжетом для огромного количества картин, которое особенно увеличивается в наше время: тут и очередные реконструкции событий («Парклэнд») и взгляд с женской стороны («Джеки»), и семейная сага («Клан Кеннеди») и фантастика (сериал «11.22.63» по Кингу). Оливер Стоун же, находящийся в вечной оппозиции к американскому политикуму, в далёком 1991 году снял уникальный фильм, который находится посередине между документальным и игровым кино.

Основанное на записях из зала суда и воспоминаниях очевидцев полотно (хочется даже сказать «полотнище», ведь режиссёрская версия фильма идёт, ни много ни мало, 206 минут, почти три с половиной часа!) делает упор не столько на само убийство, сколько на долгие судебные разбирательства, последовавшие за ним. Окружной прокурор Джим Гаррисон (Кевин Костнер) пытается разобраться с несостыковками, находя в деле об убийстве президента новые и новые странности – даже тех, кто сведущ в этом вопросе ждут новые открытия, – однако, невидимая всевластная рука делает всё, чтобы не дать ему докопаться до правды. Впрочем, иногда поставленный вопрос не менее важен, чем конкретный ответ…

Персона (1966)


Еще задолго до того, как современные режиссеры начали рассуждать на тему двойственности человеческой натуры, Ингмар Бергман снял свою «Персону».

Кажется, что сюжетная линия очень проста. Известная актриса Элизабет Фоглер однажды просто замолкает, стоя на сцене. Она отказывается общаться с родными и с врачами в больнице, в которую угодила из-за странного недуга. Сестра Альма уверена, что сможет помочь звезде, и поэтому отправляется вместе с ней к морю, в маленький домик, где им обеим предстоит пройти курс терапии.

В фильме практически ничего не происходит. Он целиком состоит из диалогов одной актрисы и рефлексии другой. Финал и вовсе заставляет задуматься, что все происходящее было лишь порождением фантазии одного из персонажей

Однако «Персона» справедливо считается важной вехой в истории кинематографа. Уж больно много новшеств вложил в техническую составляющую Бергман

Поэтому его творение до сих пор считается непререкаемым шедевром.

Хроника (Chronicle) 2012

Жанр: Фантастика, боевик, триллер

Рейтинг: КиноПоиск – 6,6, IMDb – 7,0

«Хроника» – увлекательный фильм про подростков со сверхспособностями. Жизнь Эндрю Детмера вряд ли можно назвать «сладким медом». Дома у него находится больная мать и вечно пьющий отец, не брезгующий рукоприкладством. В школе его поджидают одноклассники-грубияны, которые не прочь поиздеваться над своим сверстником. Девчонки не желают смотреть на подростка и только иронично подтрунивают над ним. Эндрю решает послать все к черту и покупает видеокамеру, с которой не расстается ни на минуту. Приятели Мэтт и Стив предлагают Эндрю снять аномальную яму в лесу. Забравшись туда, они вылезают обратно сверхлюдьми со способностями к телекинезу. Забитый мальчуган Эндрю использует новые способности для решения личных проблем. Но к каким последствиям это приведет?

Апокалипсис / Apocalypto (Мэл Гибсон, 2006)

Рейтинг IMDb: 7.8; Кинопоиска: 7.9

За более чем столетие кинематографа, режиссёры почти не касались истории народа майя в частности и доколумбовых цивилизаций в целом, как это сделал Мэл Гибсон. А ведь речь идёт о крупнейшей самостоятельно развивавшейся цивилизации, достигшей огромного успеха в математике, астрономии, архитектуре; целом мире, который был уничтожен с приходом европейцев. Именно эту тему и исследует режиссёр, набрав в актёры исключительно местных жителей и заставив их изъясняться на максимально близком той эпохе майянском языке.

Эта колоссальная дотошность позволила Гибсону создать мир, который может и не является доподлинно отображающим реалии того времени, но заставляющий зрителей перенестись в другую, незнакомую эпоху. На примере жизни главного героя, которого угоняют из разорённой деревни для принесения в жертву, фильм показывает как крошечные поселения в джунглях, так и огромные пирамиды в каменных городах. При этом фильм неизменно держит напряжение и темп, ускоряясь и устремляясь к неизбежному финалу вслед за героем, совершающим дерзкий побег…

Уровень 16 / Level 16 (Данишка Эстерхази, 2018)

Рейтинг IMDb: 5.9; Кинопоиска: 5.6

Одни критики называют этот фильм молодёжной «Историей служанки», в честь антиутопии Маргарет Этвуд, превращённой в довольно успешный одноимённый сериал. Переклички действительно встречаются, но фильм волне неплохо выглядит и без столь высокопарных сравнений. Другие отсылают к куда менее значимым «величинам» вроде «Голодных игр» или «Дивиргента». Да, «Уровень 16» – не суперкиноэксперимент, отличающийся сложным философским посылом и сопровождающийся безукоризненным визуалом, но это как минимум интересная фантастическо-триллерная антиутопическая история, которая заставляет зрителя ждать финала.


Шестнадцатилетняя Вивьен живёт в таинственной Академии Весталис, школе интернатного типа, правила которой весьма напоминают тюремные. Здесь из Вивьен и ей подобных растят идеальных женщин. Последний 16 уровень обучения, который выпускницам предстоит преодолеть, станет для лучших из них шансом быть удочерёнными весьма влиятельными семьями…

Корпорация «Святые моторы» (2012)

Если вам кажется, что фильмы Линча и Гиллиама странные, вы просто не знакомы с творчеством Леоса Каракса. Вот уж где неудержимый полет безумия.

Главным героем его самого странного фильма становится некий мистер Оскар. Этот мужчина выполняет серию необычных поручений, то и дело перевоплощаясь в самых разных людей: от влиятельных бизнесменов до агрессивных бомжей. Но кем же является мистер Оскар на самом деле, и кто руководит его деятельностью?

Картина представляет собой этакий поток сознания с постоянным переключением с одного сюжета на другой. Вряд ли даже актеры, исполнившие здесь главные роли, понимали, что происходит, однако креативности и смелости у Каракса не отнять. Может поэтому его так любят в артхаусной тусовке.

Банды Нью-Йорка / Gangs of New York (Мартин Скорсезе, 2002)

Рейтинг IMDb: 7.5; Кинопоиска: 7.7

Этот фильм Скорсезе замыслил, ещё будучи студентом, что уже говорит о преданности и ценности для него идеи фильма. Он носил его в себе, создавая великого «Таксиста» или «Славных парней». Тема насилия, традиционная для Скорсезе, теряет в «Бандах» всяческое иносказание, становясь тем чем есть – битвой за выживание любой ценой, без правил и принципов, кровопролитную рубку, парадоксально ставшую основой знаменитого американского «плавильного котла» и современной толерантности в широком смысле.

Скорсезе влюблён в Нью-Йорк и рассказывает историю его «детских» лет. Грязные стихийно раскинувшиеся улочки, стискиваемые хибарами (декорации заслуживают отдельных апплодисментов), нищета и постоянный передел бандами этого неказистого «пирога» между 1846 и 1862 годами на фоне Гражданской войны, раздирающей всю страну, являются предметом его исследования. Невероятный актёрский ансамбль, в котором сияют бриллианты протагониста в лице Леонардо Ди Каприо и харизматичного антагониста в исполнении Дэнила Дэй-Льюиса идеально укладываются в сюжет о мести и борьбе за право жить на земле, казавшейся тогда и продолжающей казаться многим теперь обетованной.

Перспектива / Prospect (Кристофер Колдуэлл, Зик Эрл, 2018)

Рейтинг IMDb: 6.1; Кинопоиска: 6.1

Прославившийся благодаря «Игре престолов» и сериалу «Наркос» Педро Паскаль вместе с дебютанткой Софи Тэтчер создают отличный дуэт, являющийся жемчужиной этого научно-фантастического фильма. Назвать этот проект совсем уж бюджетным язык не повернётся – здесь есть место и неплохой графике и Паскаль вряд ли работает бесплатно – но у него есть дух, проявляющийся через использование натурных съёмок, а также тщательной работе костюмеров и реквизиторов. Фильм вообще можно назвать ретрофутуристическим в лучшем смысле этого слова – в нём есть что-то от классических фильмов зари НФ-кинематографии вроде советской «Планеты бурь» или американской «Запретной планеты». Это захватывающее, напряжённое, пронизанное психологизмом кино о человеческих страстях, которые преследуют людей даже далеко за пределами Земли.

В центре сюжета находится история дочери и отца, которые отправляются на далёкую планету в поисках драгоценных ископаемых. Узнав о месторождении, они понимают, что инопланетный лес кишит охотниками за сокровищами. И, так получается, что дочь оказывается в связке с одним из нечистых на руку бандитов. Им предстоит не только преодолеть взаимную ненависть, чтобы выжить, но и добраться-таки до вожделенных ископаемых, в погоне за которыми они потеряют больше, чем найдут…


С этим читают