Актеры фильма союз спасения в инстаграме. где их найти?

Жандармская модернизация Пестеля

Тот, кто утратил иллюзии о преобразовании страны «по манию царя», вплотную подошел к идее цареубийства. Павел Пестель с его логическим умом пошел дальше всех. Он настаивал на необходимости уничтожения государя и всех членов царской фамилии, дабы исключить малейшую возможность реставрации монархии в России: «рассуждал о средствах исполнения сего и с хладнокровием считал по пальцам самые жертвы»8.


Механизм модернизации России был в мельчайших подробностях обдуман Пестелем и подробно прописан в его «Русской Правде». Остановимся только на одном очень выразительном моменте.

В бумагах командира Вятского полка сохранилось пять (!) различных вариантов проекта об устройстве корпуса жандармов. Павел Иванович, работая над окончательной отделкой текста «Русской Правды», написал небольшую заметку о количестве жандармов, необходимых для поддержания диктатуры Временного Верховного Правления. По подсчетам Пестеля, Временному Верховному Правлению потребуется огромный жандармский корпус: в городах — 50 тысяч, на периферии — 62,9 тысячи, а всего 112,9 тысячи жандармов9.

Генри Миддлтон и восстание декабристов

Для сравнения укажу, что к 1 января 1829 г. в III отделении и корпусе жандармов состояло: «генералов — 3; штаб-офицеров — 41; обер-офицеров — 160; унтер-офицеров — 513; музыкантов — 31; рядовых — 3073; нестроевых офицеров — 12; нестроевых нижних чинов — 445; лошадей строевых — 3532″10. Через 10 лет штаты увеличились незначительно, к 1 января 1839 г. в списках корпуса значилось: «генералов — 12; штаб-офицеров — 95; обер-офицеров — 278; унтер-офицеров — 578; музыкантов — 31; рядовых — 4024; нестроевых офицеров — 28; нестроевых нижних чинов — 581; лошадей — 4377″11.

По выкладкам Пестеля получалось, что создание корпуса жандармов есть одна из «приуготовительных или переводных мер», — необходимых для введения нового республиканского порядка, «дабы Государство не подвергнулось беспорядкам, волнениям и превращениям, которые вместо улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель»12. Причем для избежания реставрации этого ига «Самовластья и Беззакония» жандармов требовалось в тридцать раз больше, чем впоследствии их фактически потребовалось николаевской «фасадной империи».

Политический аморализм Пестеля отвратил от него очень многих. К сожалению, реальный план, в котором были подробно прописаны мельчайшие детали модернизации Российской империи, был только у него. Все остальные программные документы, будь то «Конституция» Никиты Муравьева или «Манифест» князя Трубецкого, были набором прекраснодушных либеральных лозунгов.

Восстание на сенатской площади

Николай I был предупрежден о возможном планирующимся нападении. Планы декабристов ему выложил один из членов тайного общества, который посчитал участие в восстании против царя недостойными дворянского титула. Яков Иванович Ростовцев был человеком чести и рассказал царю о планируемом революционерами событии, которое могло привести к кончине Российской империи.В семь утра Николай уже был провозглашён императором. В это время сенатская площадь была полностью оккупирована солдатами восставших. Кроме того, видя происходящие события на улицы Петербурга, вышел простой народ, который с радостью присоединился к восстанию. Люди превращались в необузданную толпу разъярённых жителей. Когда император с войсками подъехал ко дворцу в него стали бросать камни с ругательствами и угрозами. Восставших окружили кольцом солдаты возле дворца, а вторым кольцом они встали у входа на площадь, не давая присоединиться к восстанию новоприбывшим гражданам, которые уже столпились и пытались добраться до центра событий.

Члены императорской династии укрылись во дворце, но при поражении царских войск был подготовлен план отступления и подготовлена карета, которая бы увезла императора в укрытие в Царское село.

Николаем был выслан посол для предложения мира и оговора договора об условиях прекращения восстания. Им стал митрополит Серафим. Однако народ его не слушал, говоря, что он дал присягу двум царям на неделе. Ещё одним человеком, пытавшимся навести порядок, был генерал-губернатор Михаил Милорадович.

В ходе переговоров он был сильно ранен, а позже он скончался. После того как революционеры открыли огонь по людям, посланным для переговоров, солдаты императорской армии открыли огонь картечью по революционерам. Толпу удалось разогнать.

Восставших окружили правительственные войска, в четыре раза превышающие по численности количество собравшихся на площади революционеров. Когда под градом выстрелов собравшиеся кинулись бежать, они поняли, что кольцо правительственных войск им не прорвать. Они кинулись к Неве, чтобы по льду перебраться на Васильевский остров. Однако лёд обрушился, многие погибли в воде. Тех же, кому удалось добраться ближе к острову, с его берегов уже встречал огонь артиллерийских орудий. Уже к ночи восстание было полностью подавлено.

«Отсутствие реальных женщин декабристов снижает образ декабристов и делает их смешными маргиналами»

— Также странно, что в фильме не показаны жены декабристов…

— Отсутствие реальных женщин декабристов снижает образ декабристов и делает их смешными маргиналами, что совершенно не соответствует действительности. При этом появляется совершенно выдуманный персонаж, высосанный из пальца, невеста Муравьева-Апостола. Дама очень симпатичная, но играть ей нечего, потому что у нее нет драматической интриги, связанной с этим романом. У меня возникает подозрение, что это сделано намеренно для снижения декабристского образа. Потому что как только вы покажете реальных женщин, которые окружали декабристов не только в Сибири, а до восстания… Как только вы покажете Марию Волконскую, урожденную Раевскую, которая в 16 лет владела тремя языками, умела поддержать разговор с Пушкиным (они всем семейством сопровождали Пушкина в поездке на юг, и он был совершенно ею очарован именно как собеседником)… Как только вы покажете, какого рода женщины оказываются в этом кругу, мгновенно рухнет образ бесшабашного пустого пьянчуги. Потому что женщины такого высокого достоинства не собираются вокруг пустых людей.

— Обсуждая этот фильм, многие вспоминают анекдот про режиссера Марлена Хуциева и его фильм о Пушкине, который он так и не снял, потому что не смог найти столько умных лиц, которые могли бы сыграть образованных людей той эпохи. Что не так с лицами актеров в фильме?

— Актеров одели во фраки и мундиры, а ходить во фраках и мундирах не научили, и выглядит это все очень слабо. Актеры в этом не виноваты, тот антропологический тип, каким были декабристы, представляет в нашем обществе ныне ужасно большую редкость. Этот тип самостоятельно думающего человека, имеющего врожденное чувство неколебимого собственного достоинства, на протяжении всего XX века в России истреблялся. И сейчас можно по пальцам пересчитать людей, которые ведут себя с таким достоинством. Так умел вести себя академик Лихачев. И когда нам фильм говорит, что это были такие вот задорные петухи вроде нынешних — это главное преступление против истории. Когда создается популярное историческое полотно, прежде всего ведь нужно показать инаковость эпохи, объяснить, в чем она другая. Эти люди по-другому представляли мир, свою роль в нем, они иначе думали, у них были другие мотивы, совсем не те, которые у вас теперь.

— А в чем была их инаковость? Какими были их мотивы?

— Они жили в рамках сословного общества и не считали это несправедливым. Они эту сословность принимали как должное. Про это очень точно написал поэт Давид Самойлов. У него есть замечательное стихотворение «Пестель, поэт и Анна», где Пушкин, возражая Пестелю, говорит: «Как всех равнять? Народы так бедны..,, что и в наши дни для равенства достойных нет условий. И потому дворянства назначенье — хранить народа честь и просвещенье». Вы можете вообразить современного человека, который всерьез считает, что его обязанность — хранить честь и просвещение народа? Я не могу. Сейчас нет таких людей, никто в реальности такими мотивами не руководствуется: даже если он это провозглашает, мыслит он все равно в рамках другого мира, других категорий, и ежедневные его поступки строятся на основании других мотиваций. Для декабриста честь сословия и личная честь, сопряженная с просвещением, была не пустым звуком, а реальным мотивом ежедневного поведения. И для них борьба за закон, за то, чтобы он был выше монаршего произвола, — это борьба за личную честь. Это современному человеку трудно объяснить. И создатели фильма даже близко не подступаются к этой задаче — показать инаковость этих людей. Они, наоборот, снова и снова пытаются убедить нас, что они такие же, взяточники, пьяницы… Сцена, когда Пестель угрожает пистолетом Майбороде и пытается его заставить дать фиктивную расписку, это вообще лихие 90-е в представлении нашей нынешней пропаганды. Ничего близко похожего в действительности не было.


— Этот фильм часто связывают с протестами в России последних лет. Критик Антон Долин написал, что это пропаганда насилия против тех, кто за свободу, одобрение политики государственного террора по отношению к несогласным. Вы видите такие параллели?

— Я не готов об этом судить, потому что у фильма такой сумбурный сценарий, там все сбивчиво, нельзя понять, кто куда бежит, кто эти люди, которые мечутся по Сенатской площади, почему проваливается это восстание. Вообще ничего нельзя понять.

«Пресс-джанкет» на «Мосфильме»

«Союзом спасения» изначально именовалось первое тайное общество декабристов. Теперь это еще и название новой картины об их судьбе.  

Для ее презентации журналистов собрали на «Мосфильме» (я, кстати, попал туда впервые в жизни) на так называемый «пресс-джанкет». Мне это сначала показалось забавным, поскольку слово junket означает гулянку или поездку (как правило, за чужой счет) и имеет обычно неодобрительно-насмешливую коннотацию. Но позже я выяснил, что это профессиональный киношный термин, точно отражающий суть дела: просмотр эпизодов из фильма и общение с его создателями.

Продюсер картины Константин Эрнст охотно согласился с моим предположением о том, что декабристы могли знать и учитывать американский опыт, хотя и подчеркнул, что гораздо большее воздействие на них тогда оказывала Европа. При этом он напомнил, что один из их лидеров и главных героев фильма Кондратий Рылеев был правителем канцелярии в Российско-американской торговой компании (РАК), где служили и некоторые его единомышленники.

Дискуссионный клуб под присмотром

Сознательные усилия тайного общества были направлены на то, чтобы «охранить» Россию «от бедствий, могущих ее постигнуть при крутом повороте, которого никакое правительство ни предвидеть, ни остановить не в состоянии»4.

Но если бы крепостное право отменили «по манию царя» еще при Александре I, то несмотря на то, что слов «дефолт» и «коллапс экономики» еще не существовало, случилось бы именно это.

Поставьте себя на место помещика, имение которого заложено, а он должен вносить платежи в банк. Однако в один прекрасный день власть объявляет, что отныне все помещичьи крестьяне свободны. О каких платежах теперь может идти речь?! Раз уничтожен залог, значит, исчезает обязанность платить. А незаложенных имений к этому моменту было не очень много. Это чистой воды дефолт, то есть невозможность платить по долговым обязательствам.

Что помешало патриоту, моряку и мечтателю присоединить Калифорнию к России

Об этом члены тайных обществ не задумывались. У них преобладал политический подход: отмена крепостного права — это шаг вперед для империи. Но прекраснодушные политические мечтания часто разбиваются о суровую экономическую реальность. Отменить крепостное право и не компенсировать дворянству издержки — значит, потрясти основы государства. А в казне нет денег на выкупную операцию да и сами деньги сильно обесценились. После окончания наполеоновских войн произошел самый настоящий «обвал рубля»: за серебряный рубль давали 4 рубля ассигнациями, за золотой червонец — 12 рублей 50 копеек.

В итоге Александр I, еще в бытность наследником престола грезивший отменой крепостного права, не рискнул пойти на реформу даже в момент своего наивысшего могущества.

Аналогично обстояло дело с решением других наболевших российских проблем: солдатчиной, косностью, невежеством народа и т.д. и т.п. Стоило только начать практически распутывать любую из них, как гордиев узел российской необустроенности начинал запутываться еще сильнее. Люди осторожные и благомыслящие стали сомневаться в практической осуществимости радикальных изменений. Одни сочли за благо покинуть тайное общество, другие

— продолжали спорить о способах достижения «сокровенной цели». По сути в течение нескольких лет тайные общества были дискуссионными клубами, члены которых не помышляли о насильственном ниспровержении существующего строя.

«Впрочем, тогда членов общества нетрудно было узнать. Они находились под большим влиянием утопических идей, и это заметно отражалось на их речах»5. Члены тайных обществ были «витийством резким знамениты» (Пушкин).

Знал ли император об этих разговорах? Безусловно. Почему же он не отдал приказ о превентивных арестах?

Н. Уткин. Граф Алексей Аракчеев. Фото: РИА Новости

В 1823 году всесильный граф Алексей Андреевич Аракчеев, по общему мнению, «первый вельможа того времени», откровенно сказал видному деятелю ранних декабристских организаций полковнику Федору Николаевичу Глинке (1786-1880) о принципиальном нежелании Александра I наказывать своих подданных за одни слова, не подкрепленные делами:

«Государь… никого не желает преследовать за разговоры, разве кто уже выйдет слишком из меры, и тогда отечески смирим и помилуем!»6

На самого Глинку еще в 1821 году поступил донос, в котором говорилось о членстве полковника в тайном обществе. В течение длительного времени государь внимательно наблюдал за Глинкой и изучал его поведение, а затем велел ему передать: «Мне описали Глинку человеком опасным, но скажи ему от меня, что он может оставаться спокоен!»7


]История движения декабристов — это история неуклонной радикализации движения.

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

  • 38«Армия мертвецов» Зака Снайдера отправлена на пересъёмки — оскандалившегося актёра заменят лесбиянкой, победившей рак
  • 38Джим Парсонс рассказал, почему решил завязать с «Теорией большого взрыва»
  • 36Рэй Фишер рассказал, как ему страшно угрожали на съёмках «Лиги справедливости»
  • 36Вышел клип с песней из «Мулан» в исполнении Кристины Агилеры — и многие недовольны
  • 34Новый год подарит нам комедию «Прабабушка лёгкого поведения» с Александром Реввой
  • 34«Довод» внёс раздор: отечественные прокатчик и кинотеатры начали делить деньги с фильма
  • 33Disney наконец-то разрешила сделать главную героиню своего мультсериала бисексуалкой
  • 32Без Морфеуса: Лоуренса Фишбёрна не позвали в «Матрицу 4»
  • 26Epic Games будет судиться с Apple из-за монополии на распространение iOS-софта
  • 26Лазер-шоу «Три дебила». Выпуск 421: «Выбивая долги» и «Американский огурчик»

«Перед собой, перед Богом, перед людьми…»

По поводу названия картины Кравчук сказал, что «Союз спасения» — «это, конечно, некоторое обобщение», отражающее идеалистические настроения людей, стремившихся «личным примером изменить и спасти страну». 

По своему социальному положению, по своим взглядам все они были очень разные, «но для них было важно, чтобы в стране существовал закон, перед которым все равны», —пояснил режиссер, добавив, что «конституционная монархия это подразумевает». «В целом это, наверное, история о том, на что и как далеко ты готов пойти ради своих желаний, ради своей мечты, — сказал Кравчук

— А если пошел, то готов ли, можешь ли взять на себя ответственность за все, что происходит. Потому что, когда ты сам по себе живешь и что-то делаешь, это одно, а когда ты выводишь множество людей, то отвечаешь и за них тоже»

«В целом это, наверное, история о том, на что и как далеко ты готов пойти ради своих желаний, ради своей мечты, — сказал Кравчук. — А если пошел, то готов ли, можешь ли взять на себя ответственность за все, что происходит. Потому что, когда ты сам по себе живешь и что-то делаешь, это одно, а когда ты выводишь множество людей, то отвечаешь и за них тоже».

Этот лейтмотив не раз еще всплывал в разговоре. «У нас была своя позиция, но она относилась не к политике, а к людям: к человеческой душе, к пути человека в этом мире. К чувству ответственности перед собой, перед Богом, перед людьми», — сказал режиссер-постановщик.

На вопрос о том, стремился ли он провести какие-то параллели с сегодняшним днем, он с улыбкой ответил отрицательно. В творчестве, на его взгляд, актуальность привлекательна «художественно, а не социально»

«Актуальность художественного образа — вот что важно, — сказал Кравчук. — Если он складывается как образ, то он актуален всегда». 

Смысл финала фильма «Союз спасения»

Создатели киноленты «Союз спасения» проделали колоссальную работу. В фильме рассказывается не только об истории восстания декабристов. В кинокартине переплелись чувства гвардейских офицеров, простых людей, их ожидания, стремления и мечты. В одном из финальных эпизодах показано участие Черниговского полка в восстании.

Для многих зрителей фильм «Союз спасения» станет настоящим открытием. Напряжённая и эмоциональная кинолента расскажет не только о значимых событиях, которые изучают школьники на уроках. В работе представлены эпизоды, о которых достаточно мало известно.

Смысл финала фильма «Союз спасения» заключается в том, чтобы показать жизнь молодых гвардейцев, переживших славу, успех, победу. Несмотря на юный возраст герои боролись за справедливость. Историческая драма рассказывает о лучших сынах Отечества, которые готовы были отдать свою жизнь ради процветания любимой страны. Масштабы движения были огромны, офицеры попытались диктовать свои убеждения и свою волю. Глобальный катаклизм, вызванный возмущением на площади, наложил значительный отпечаток на всю историю страны. Сложная жизненная драма, воссоздавшая образы людей того времени, той эпохи.

Свежие подкасты

Все Кино Сериалы Игры Аниме

  • 8ЕВА – 386
  • 4Телеовощи – 353: Приказ № 69
  • Телеовощи – 353: Приказ № 69
  • 26Лазер-шоу «Три дебила» – 421: «Выбивая долги» и «Американский огурчик»
  • 11Ноль кадров в секунду – 329: Джиллы в жилах
  • 8Телеовощи – 352: Гетероботы и гейсептиконы
  • 8ЕВА – 385: Гостья
  • 12Лазер-шоу «Три дебила» – 420: Отечественные кинотеатры выдвинули требования
  • 1Ноль кадров в секунду – State of Play — просмотр и обсуждение в прямом эфире
  • 16Ноль кадров в секунду – 328: It’s getting Super Hot in here
  • 18ЕВА – 384: НИИ Херни
  • 13Телеовощи – 351: Запутанные взаимоотношения Ленины и Маркса
  • 18Лазер-шоу «Три дебила» – 419: Как с пользой провести время во временной петле

«За Константина и жену его Конституцию!»

Заявить о своих намерениях будущие декабристы планировали летом 1826 года, но внезапная смерть Александра I нарушила их планы. Восстание готовилось наспех, а властям были уже известны фамилии большинства его лидеров.

Отличие этого мятежа заключалось в том, что декабристы сознательно не призывали к участию народ, желая сделать все самостоятельно. Узкая социальная база восстания сыграла с ними злую шутку: подавить его удалось быстро, а многие участники даже не понимали, во имя чего их вывели на Сенатскую площадь. Солдатам гвардейских полков, конечно, не объясняли программные положения Северного общества, а подали ситуацию несколько иначе: дескать, нужно поддержать законного императора Константина Павловича (брат Александра I, отрекшийся от престола), царствовать которому мешает Николай Павлович. Времени на дальнейшие разъяснения у декабристов не было, и они полагались исключительно на личную преданность их полков. А солдаты, в свою очередь, самозабвенно выкрикивали лозунг: «За Константина и Конституцию!», не слишком понимая его смысл.

Монета с изображением Константина Павловича

Солдаты не могли знать, что участвуют не в дворцовом перевороте, а в государственном. О том, что Константин Павлович отрекся по доброй воле, а Николай I и вовсе никогда не готовился к роли монарха, им тоже было неведомо. И все же, если о Константине солдаты знали и первую часть красивого лозунга понять было несложно, то с Конституцией дела обстояли хуже. Вероятно, большинство вообще не задумывались о значении этого слова, но в народе возникла легенда. Говорили, что под «конституцией» солдаты подразумевали не правовой документ, а супругу Константина Павловича! Так это было или нет, выяснить трудно, однако даже в подобном курьезе есть своя логика. Константин был женат на полячке графине Грудзинской, имя которой для обывателей оставалось загадкой. На самом деле женщину звали Жанеттой, и брак с великим князем стал одним из поводов для отказа последнего от императорского титула.

ПУШКИН И ДЕКАБРИСТЫ

1825 и 1826 годы были вехой, рубежом, разделившим многие биографии на периоды до и после…


Это относится, конечно, не только к членам тайных обществ и участникам восстания.

Уходила в прошлое определенная эпоха, люди, стиль. Средний возраст осужденных Верховным уголовным судом в июле 1826 года составлял двадцать семь лет: «средний год рождения» декабриста — 1799-й. (Рылеев — 1795, Бестужев-Рюмин — 1801, Пущин — 1798, Горбачевский — 1800…). Пушкинский возраст.

«Время надежд», — вспомнит Чаадаев о преддекабристских годах.

«Лицейские, ермоловцы, поэты», — определит Кюхельбекер целое поколение. Дворянское поколение, достигшее той высоты просвещения, с которой можно было разглядеть и возненавидеть рабство. Несколько тысяч молодых людей, свидетелей и участников таких всемирных событий, которых хватило бы, кажется, на несколько старинных, дедовских и прадедовских, столетий…

Чему, чему свидетели мы были…

Часто удивляются, откуда вдруг, «сразу» родилась великая русская литература? Почти у всех ее классиков, как заметил писатель Сергей Залыгин, могла быть одна мать; первенец — Пушкин родился в 1799-м, младший — Лев Толстой в 1828-м (а между ними Тютчев — 1803, Гоголь — 1809, Белинский — 1811, Герцен и Гончаров — 1812, Лермонтов — 1814, Тургенев — 1818, Достоевский, Некрасов — 1821, Щедрин — 1826)…

Прежде чем появились великие писатели и одновременно с ними должен был появиться великий читатель.

Молодежь, сражавшаяся на полях России и Европы, лицеисты, южные вольнодумцы, издатели «Полярной звезды» и другие спутники главного героя книги — первые революционеры своими сочинениями, письмами, поступками, словами многообразно свидетельствуют о том особенном климате 1800-1820-х годов, который создавался ими сообща, в котором мог и должен был вырасти гений, чтобы своим дыханием этот климат еще более облагородить.

Без декабристов не было бы Пушкина. Говоря так, мы, понятно, подразумеваем огромное взаимное влияние.

Общие идеалы, общие враги, общая декабристско-пушкинская история, культура, литература, общественная мысль: поэтому так трудно изучать их порознь, и так не хватает работ (надеемся на будущее!), где тот мир будет рассмотрен в целом, как многообразное, живое, горячее единство.

Рожденные одной исторической почвой два столь своеобычных явления, как Пушкин и декабристы, не могли, однако, слиться, раствориться друг в друге. Притяжение и одновременно отталкивание — это, во-первых, признак родства: только близость, общность порождает некоторые важные конфликты, противоречия, которых и быть не может при большом удалении. Во-вторых, это признак зрелости, самостоятельности.

Привлекая новые и раздумывая над известными материалами о Пушкине и Пущине, Рылееве, Бестужеве, Горбачевском, автор пытался показать союз спорящих, несогласных в согласии, согласных в несогласии…

Пушкин своим гениальным талантом, поэтической интуицией «перемалывает», осваивает прошлое и настоящее России, Европы, человечества.

И внял я неба содроганьеИ горний ангелов полет…

Поэт-мыслитель не только русского, но и всемирно-исторического ранга — в некоторых существенных отношениях Пушкин проницал глубже, шире, дальше декабристов. Можно сказать, что от восторженного отношения к революционным потрясениям он переходил к вдохновенному проникновению в смысл истории.

Сила протеста — и общественная инерция; «чести клич» — и сон «мирных народов»; обреченность геройского порыва — и другие, «пушкинские», пути исторического движения: все это возникает, присутствует, живет в «Некоторых исторических замечаниях» и трудах первой Михайловской осени, в собеседованиях с Пущиным и в «Андрее Шенье», в письмах 1825 года, «Пророке». Там мы находим важнейшие человеческие и исторические откровения, исполненное Пушкиным повеление, адресованное самому себе:

И виждь, и внемли…

Смелость, величие Пушкина не только в неприятии самодержавия и крепостничества, не только в верности погибшим и заточенным друзьям, но и в мужестве его мысли. Принято говорить об «ограниченности» Пушкина по отношению к декабристам. Да, по решимости, уверенности идти в открытый бунт, жертвуя собой, декабристы были впереди всех соотечественников. Первые революционеры поставили великую задачу, принесли себя в жертву и навсегда остались в истории русского освободительного движения. Однако Пушкин на своем пути увидел, почувствовал, понял больше… Он раньше декабристов как бы пережил то, что им потом предстояло пережить: пусть — в воображении, но ведь на то он и поэт, на то он и гениальный художник-мыслитель шекспировского, гомеровского масштаба, имевший право однажды сказать: «История народа принадлежит Поэту».


С этим читают