Самые необычные факты и мифы о московском метрополитене

7 млн пассажиров и 10 тыс. поездов ежедневно

— Ежесуточно московским метрополитеном пользуется в среднем около 7 млн пассажиров, в будничные дни этот показатель может превышать 9 млн человек. Самым загруженным днем для московского метро в 2014 году стало 25 декабря, тогда метрополитен перевез 9 млн 632 тыс. пассажиров. Всего в 2014 году метро воспользовались 2 млрд 451 млн 300 тыс. пассажиров.


— Средняя протяженность поездки пассажира в московском метрополитене составляет около 14,5 километров.

— Ежедневно по 12 линиям метрополитена пропускается более 10 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает порядка 5 тысяч единиц, из которых ежедневно формируется свыше пятисот составов. В настоящее время в метро используется пять типов вагонов — «Ем», 81-717/714 (неофициальное прозвище «номерной»), 81-720/721 «Яуза», 81-740/741 «Русич», 81-760/61 «Ока» (включая новейшую модификацию со сквозным проходом через весь состав). Производители большинства вагонов московского метро с 1934 года. — Мытищинский машиностроительный завод (ныне ОАО «Метровагонмаш», Мытищи, Московская обл.) и Ленинградский завод им. И.Е. Егорова (впоследствии ЗАО «Вагонмаш», Санкт-Петербург). В период с 1946 по 1961 гг. в Москве также использовались полученные из берлинского метро в качестве репараций вагоны типа «В».

Средняя скорость движения поездов

Поезд движется неравномерно. Когда вагоны приближаются к станции и затем покидают место остановки, скорость их минимальная до полного прекращения, и наоборот, соответственно. Во время же движения по тоннелю скорость становится максимальной допустимой.

Расстояние от одной станции до другой всегда различно, поэтому можно почувствовать быстрые «переходы» от остановок или более спокойные. Тем не менее, можно с уверенностью сказать с какой скоростью едет метро в Москве. В усредненном значении — это порядка 41,3 км/ч. Такое же значение зафиксировано и в метро Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода.

А вот самарский метрополитен является самым «медлительным», его значение даже не достигает среднего значения по стране. Чтобы узнать с какой скоростью едет метро в СПб, не обязательно проводить эксперименты, уже подсчитано, что это среднее значение по всей России — 40 км/ч.

Обновление инфраструктуры

За последние 10 лет доля современных вагонов в Московском метрополитене увеличилось с 13 до 58 процентов, протяженность нового высоковольтного кабеля — с 63 до 80 процентов, число роторов тоннельной вентиляции — с 11 до 89 процентов. Было обновлено 485 эскалаторов и все турникеты, отремонтировано и благоустроено 100 станций.

Московская подземка последовательно переходит на бесстыковой путь: с 2017 года уложено более 160 километров. Это позволит повысить комфорт перевозок и сделать безопаснее движение поездов, а также уменьшить эксплуатационные расходы. В результате шум и вибрация сокращаются с 91 до 84 децибел, удельное сопротивление движению поездов — до 10 процентов, количество отказов в работе рельсовых цепей автоблокировки — на 60 процентов. Также снижается динамическая нагрузка на сооружения и подвижной состав.

В метро проводят масштабную модернизацию вентиляционной системы. Сегодня модернизировано уже более 300 вентшахт, еще 60 планируется заменить до 2023 года.

Современные вентагрегаты имеют такой уровень автоматизации и надежности, которого не было у советских устройств. Новые вентиляторы позволяют на 40 процентов увеличить воздухообмен, а также снизить температуру воздуха до трех градусов Цельсия, что особенно ощутимо в летние месяцы. Кроме того, новые агрегаты позволят почти вдвое снизить концентрацию углекислого газа в воздухе столичного метро — с 0,75 до 0,45 литра в кубическом метре.

К тому же новые установки снабжены функцией самодиагностики и снижают энергопотребление на пять процентов, позволяют осуществлять мониторинг и управление оборудованием вентшахт из единого диспетчерского центра Московского метрополитена.

Техника безопасности в метро

В каком бы вы не находились метрополитене, важно не просто знать, с какой скоростью едет метро, но и придерживаться техники безопасности. Вот несколько простых правил, которых необходимо придерживаться, находясь в метрополитене:

  1. На платформе ожидания поезда вы обнаружите линию, за которую не стоит заступать. Особенно это касается момента приближения поезда. Дело в том, что ребенок или пожилой человек от движения потока воздуха, прибывшего вместе с поездом, может упасть в пространство между платформой и поездом. Хоть это расстояние небольшое — риск ни к чему. При заступе за линию, сотрудником метрополитена по громкой связи будет оповещено о нарушении правил безопасности.
  2. Когда открываются двери поезда, спешащие люди могут образовать давку. Не стоит вжиматься в толпу — это может быть опасно, так как можно упасть на рельсы.
  3. Если так произошло, что человек упал на рельсы, необходимо моментально оповестить сотрудников безопасности метро. Возле платформы есть перекладина, которая может убить током. Поэтому извлекать человека смогут только подготовленные специалисты. При движущемся поезде необходимо лечь и прижаться как можно плотнее к шпалам, прижимая и одежду, которая может всколыхнуться потоком воздуха от поезда.
  4. При возникновении непредвиденных обстоятельств внутри вагона незамедлительно оповестите машиниста посредством нажатия специальной кнопки.

Самые быстрый поезд в метро в мире

Технологии не стоят на месте, и человечество ускоряет темп жизни, а вместе с тем и движение транспорта: легковых автомобилей, самолетов и поездов. А с какой скоростью едет метро в мире, и какое из них самое скоростное?


Преимущество движения в метрополитене — это минимальные дорожные препятствия, которые не сравнятся с уличным движением. Шанхайский метрополитен известен на весь мир своими самыми скоростными поездами в метро. Так с какой же скоростью едет метро в Шанхае? Вы не поверите, но конструкция двигателей и обтекаемость вагонов позволяет китайским поездам в метро разгоняться до 480 км/ч. На практике разгоняется он до 310 км/ч из экономических соображений. К примеру, большинство скоростных самолётов могут развивать скорость до 270-280 км/ч. Получается, что в китайском метрополитене пассажиры перемещаются в пространстве быстрее, чем в воздухе. Думаете, мечта? Нет, в Шанхае — реальность.

Для китайского народа шанхайский метрополитен является достопримечательностью. И не только из-за скорости. Например, здесь одна станция метро выполнена в стиле фантастики 70-х годов. Обязательно посетите метрополитен при визите в этот китайский город.

Максимальная скорость движения поездов

Электропоезд может достигнуть максимального значения скорости только на прямых и протяженных участках, где отсутствуют повороты, и нет каких-либо препятствий. Как правило, речь идет о 90 км/ч среди поездов российских метрополитенов.

Когда пассажиры пересекают подземное пространство в вагоне метро, у них создается ощущение, что скорость поезда просто немыслимая. И люди задаются вопросом — с какой скоростью едет метро. Но на практике, это значение не превышает 80 км/ч. Как утверждают специалисты, вагоны поезда могут выдержать нагрузку до 110 км/ч, рельсы — до 120 км/ч, а локомотив поезда — до 160 км/ч.

6«Дзержинская» («Лубянка»)

Станция была названа по площади Дзержинского, революционера, советского государственного деятеля, основателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дзержинского. В 1990 году площадь была переименована в Лубянскую. Название площади восходит к имени старинного урочища Лубянка (впервые упоминается в документе с 1716 года). 5 ноября 1990 года станция также была переименована и получила название «Лубянка».Строительство станции велось в сложных гидрогеологических условиях. В марте 1934 года станция стала аварийным участком, пришлось срочно укреплять выработки бетонными и стальными конструкциями. Оказалось, что лубянские глины сохраняют естественные механические свойства в течение примерно пяти суток, а затем резко теряют прочность. Поэтому строители изменили технику проходки: пройдя два метра выработки, следовало немедленно прекратить дальнейшую проходку и срочно бетонировать пройденный отрезок.По первоначальному проекту станция планировалась пилонной трёхсводчатой, но неблагоприятные условия вынудили строителей отказаться от этого плана. На «аварийном» совещании 27 марта 1934 года строители заявили, что строить трёхсводчатую станцию на Лубянской площади невозможно. Мнения разделились: одни предлагали обойти Лубянскую площадь, другие — не строить станцию под площадью, третьи предлагали построить двухсводчатую станцию. Л. М. Каганович потребовал продолжить строительство на выбранном месте, а затем было принято решение строить двухсводчатую станцию без протяжённого центрального зала, на отметке на три метра ниже первоначально выбранной.Станция имеет два подземных вестибюля, соединённых лестницами и дугообразными пешеходными коридорами с выходами по периметру Лубянской площади. В них находятся кассы, турникеты и начинаются эскалаторные тоннели, ведущие к станционному залу. Западный вестибюль открылся со станцией в 1935 году. Выходы западного вестибюля встроены в реконструированное здание дореволюционной постройки, примыкающее к бывшему Калязинскому подворью. Восточный вестибюль был открыт в 1968 году, как первая очередь реконструкции станции под будущий пересадочный узел.При открытии станция не имела центрального зала и представляла собой два параллельных перронных тоннеля, объёдинённых лишь небольшим залом при сходе с эскалатора. Архитектурное решение станции проектировал Ладовский. «Дзержинская» была одной из самых сложных станций для оформления — как из-за тесной двухзальной конструкции с массивными опорами, так и из-за незначительной кривизны самих тоннелей.В отличие от других архитекторов первой очереди метро, создававших светлые, воздушные интерьеры, чтобы избежать «ощущения подземности», Ладовский не маскировал, а намеренно подчеркнул и творчески обработал «тоннельный характер», заданный инженерной формой. Чтобы скрыть кривизну путей и тоннелей, он задекорировал цилиндрическую поверхность тоннеля, облицованного уфалейским мрамором, сложным рядом поперечных колец. Другие архитекторы избегали под землей чёрного цвета, а Ладовский, напротив, использовал в отделке колонн контрастный чёрный камень. По проекту освещения, перрон должен был быть залит ярким светом, а пути и стена за ними — освещены относительно неярко. Практически вся первоначальная отделка станции была утрачена при реконструкции 1970-х годов — от работ Ладовского остались лишь фрагменты мраморной облицовки тоннелей. В 1973—1975 годах станция полностью перестроена и получила центральный зал, из которого был сооружён переход на станцию «Кузнецкий мост» Таганско-Краснопресненской линии. Конструкция реконструированной станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 32,5 метра). Пилоны отделаны белым мрамором. Пол выложен чёрным и красным гранитом (до реконструкции покрытие было асфальтовым). Путевые стены облицованы белой фарфоровой плиткой. В юго-западном торце «Лубянки» сохранился фрагмент первоначальной отделки станции. В эскалаторном зале установлен мраморный бюст Ф. Э. Дзержинского. Станция, обретя центральный зал, стала типовой станцией 1970-х годов.

Самые быстрый поезд в метро в мире

Технологии не стоят на месте, и человечество ускоряет темп жизни, а вместе с тем и движение транспорта: легковых автомобилей, самолетов и поездов. А с какой скоростью едет метро в мире, и какое из них самое скоростное?

Преимущество движения в метрополитене — это минимальные дорожные препятствия, которые не сравнятся с уличным движением. Шанхайский метрополитен известен на весь мир своими самыми скоростными поездами в метро. Так с какой же скоростью едет метро в Шанхае? Вы не поверите, но конструкция двигателей и обтекаемость вагонов позволяет китайским поездам в метро разгоняться до 480 км/ч. На практике разгоняется он до 310 км/ч из экономических соображений. К примеру, большинство скоростных самолётов могут развивать скорость до 270-280 км/ч. Получается, что в китайском метрополитене пассажиры перемещаются в пространстве быстрее, чем в воздухе. Думаете, мечта? Нет, в Шанхае — реальность.

Для китайского народа шанхайский метрополитен является достопримечательностью. И не только из-за скорости. Например, здесь одна станция метро выполнена в стиле фантастики 70-х годов. Обязательно посетите метрополитен при визите в этот китайский город.

Улицы и рестораны

Что же касается ситуации с пешеходами, то пока их число на улицах невелико, например, в центре города и на бульварах по состоянию на 08:00 — 09:00 было достаточно пустынно. Улицы же оказались единственным местом, где корреспондентам удалось услышать напоминания о необходимости соблюдения масочно-перчаточного режима и социальной дистанции — это произошло около ресторана McDonald’s у метро «Третьяковская».

При этом, как рассказали корреспондентам работники тех кафе и ресторанов, которые работают на вынос и доставку, утром во вторник они не заметили серьезного увеличения числа клиентов. Сотрудник одного из таких кафе на Никитском бульваре рассказал корреспонденту ТАСС, что за первые полчаса работы в заведении вообще не было ни одного клиента. Он также отметил, что в кафе не ждут серьезного увеличения числа гостей до момента, пока не откроется хотя бы веранда, как ожидается, это произойдет уже 16 июня, а еще через неделю стационарные заведения общепита смогут начать работать в обычном режиме. В целом же, как отметил собеседник агентства, в течение трех месяцев, что кафе работает в ограниченном режиме, за кофе и ланчами сюда приходят одни и те же клиенты, предприятия которых не прекращали работу и не уходили на удаленку.

Как метро стало цифровым

В 2019 году открыли единый диспетчерский центр (ЕДЦ) подземки — инновационное структурное подразделение, в котором сосредоточен диспетчерский персонал всех служб, ответственных за организацию движения и эксплуатацию метрополитена.

Его создание заметно повысило скорость обмена информацией между службами и улучшило качество принимаемых решений. Благодаря запуску ЕДЦ метрополитен наполовину снизит время реагирования на возникновение отклонений от нормальной работы и вдвое сократит время выхода из любых инцидентов.


ЕДЦ является частью программы «Цифровое метро», реализуемой с 2013 года. Помимо модернизации диспетчеризации, в нее входят проекты создания умной системы видеонаблюдения и транспортной безопасности, а также цифрового контроля работы подвижного состава и состояния инфраструктуры метрополитена.

До запуска единого диспетчерского центра метро при всей интенсивности движения работало преимущественно в аналоговом режиме. Диспетчеры держали связь по телефону. Сотрудник по внутренней связи докладывал о неполадке или инциденте, и через цепочку звонков информация попадала к дежурному по метрополитену, который принимал необходимые решения, информировал руководство и городские службы. Эта система надежно работала десятилетиями. Однако сегодня появились современные цифровые технологии, которые позволяют значительно повысить скорость реагирования на нештатные ситуации и сделать Московский метрополитен еще более надежным и комфортным для пассажиров.

В ЕДЦ создан центр организации перевозок (ЦОП), в котором находятся рабочие места дежурного по метрополитену, диспетчеров движения, старших диспетчеров дирекции инфраструктуры, МЦК, отдела пожарной охраны, службы подвижного состава, связи, пассажирских сервисов и пресс-службы.

Благодаря цифровизации данные, поступающие в ЕДЦ от разных систем метро в режиме реального времени, транслируются на видеостену из 36 мониторов.

В штатном режиме на ней представлены фактические и прогнозные показатели пассажиропотока на станциях и линиях, суточные графики пассажиропотока и задержек в движении поездов, информация о текущих отклонениях от нормальной работы, данные по исполнению графика движения по каждой из линий и сведения о плановых работах. Во время инцидента диспетчеры видят всю необходимую информацию для максимально быстрого устранения нештатной ситуации.

В ближайшие годы планируется оцифровать все значимые для организации перевозок объекты инфраструктуры. Каждые станция и перегон будут иметь цифровые 3D-паспорта, включающие сведения от даты установки конкретной детали до сроков планового ремонта.

В ЕДЦ внедряется система поддержки принятия решений, в которую уже заложено около 100 сценариев. При возникновении нештатной ситуации система предложит диспетчерам оптимальный алгоритм действий.

Метрополитен Шанхая

Год открытия: 1995-й

Протяженность: 434 км

Количество линий: 12 действующих линий (в том числе 1 — маглева, система поездов на воздушной подушке) и 5 строящихся

Количество станций: 267

Пассажиропоток: 2,1 млрд человек в год

Сегодня шанхайская подземка — одна из самых быстрорастущих и расширяющихся метро в мире. Ездить на метро в Шанхае удобно, но недешево.


Несмотря на свою «молодость» шанхайская «подземка» к настоящему времени завоевала статус самой протяженной. К концу 2014 года в ее составе свыше 550 км линий и 355 станций, в к 2020 году планируется — 780 км и 480 станций.

Билет стоит от 3 до 8 юаней (14 — 40 рублей) в зависимости от расстояния, которое необходимо преодолеть. Магнитная карта действует только один день, ее необходимо сохранять до конца поездки. При этом если преодоленное на метро расстояние превысило стоимость приобретенного билета, то выйти через турникет не удастся — придется доплатить.

У входа на каждую станцию расположены сканеры для досмотра багажа пассажиров, а на выходах стоят витрины, в которых демонстрируется изъятое у пассажиров оружие и прочие удивительные вещи.

Ориентироваться в шанхайском метро несложно — указателей много, информация напечатана в том числе на английском языке, на пересадочных станциях направления указываются стрелками на полу.

Сами станции оформлены минималистично. На платформах пассажиры в ожидании состава дисциплинированно выстраиваются в очередь. Отличительная особенность шанхайской подземки в том, что при остановке поезда вход и выход из него осуществляется одновременно. Сориентироваться помогают стрелки на полу.

Интервалы движения между поездами составляют от 2 до 15 минут. О том, через сколько минут придет ближайший поезд нужного направления, информируют табло возле путей. На этих же мониторах транслируются новости.

За порядком на станциях следят дежурные (эту работу по неизвестным причинам доверяют исключительно мужчинам). На каждой станции есть бесплатные туалеты, а также автоматы по продаже еды, напитков, прессы и прочих товаров. Сразу бросается в глаза то, что в подземке Шанхая, как и в самом городе, очень много рекламы.

В часы пик в метро самого густонаселенного города мира очень людно, народ двигается по-московски быстро. Если кто-то кого-то толкнул, извиняться здесь не принято. Не принято также уступать места женщинам, зато пожилые китайцы пользуются особым уважением и практически никогда не едут стоя.

«Русич»

Серийное производство «Русичей» (тип 81-740/81-741) велось с 2003 по 2013 год. В столичной подземке насчитывается 724 таких вагона: они курсируют на Арбатско-Покровской, Кольцевой и Бутовской линиях.

Стояла задача сделать подвижной состав для работы на наземных линиях. Разработка и постройка первого опытного состава из двух вагонов заняли рекордные для того времени полтора года. За технологическую основу были взяты узлы вагонов «Яуза», но сочлененную конструкцию кузова применили впервые. Такая конструкция позволяет проходить повороты без снижения скорости.

Дизайн салона кардинально переработали. В окнах установили двойные ударопрочные стеклопакеты с тонированными стеклами. Сделали антивандальные диваны с мягкими вставками, многослойный пол, а двустворчатые двери впервые стали прислонно-сдвижными, что позволило обеспечить их герметичное прилегание к корпусу вагона.

Эти меры позволили значительно снизить уровень шума в салоне при движении.

Еще одно новшество — в пассажирском салоне установили систему отопления, а затем и кондиционеры. Позже были разработаны аналогичные вагоны и для подземных линий с увеличенным количеством дверей.


С этим читают