Как читать ноты для фортепиано?

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:


Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

В стандарте это выглядит так

В стандартном строе это выглядит так

Для стандартного строя разметка следующая

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе

Это очень важно в таком вопросе, как играть соло,поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

В стандарте нота C находится на этих ладах

Эту ноту прозвучивают эти лады

Данную ноту обозначают эти лады

Эта нота находится на следующих ладах

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

  1. Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
  2. Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
  3. Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
  4. Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.


Ноты зарубежной классической музыки

  1. Соната №1
  2. Соната №2
  3. Соната №3
  4. Соната №4
  5. Соната №5
  6. Соната №6
  7. Рондо в турецком стиле
  8. Лакримоза из «Реквиема»
  9. Симфония №6

Людвиг ван Бетховен

  1. К Элизе
  2. Соната №14 ор. 17 № 2 (Лунная соната)
  3. Похоронный марш (Funeral March)

Сонаты

  1. Соната №1 Opus 2 № 1 (F-dur)
  2. Соната №2 Opus 2№2 (A-dur)
  3. Соната №3 Opus 2 № 3 (C-dur)
  4. Соната №4 Opus 7 (Es-dur)
  5. Соната №5 Opus 10 № 1 (C-moll)
  6. Соната №6 Opus 10 № 2 (F-dur)
  7. Соната №7 Opus 10 № 3 (D-dur)
  8. Соната №8 Opus 13 (C-moll) (Патетическая)
  9. Соната №9 Opus 14 № 1 (E-dur)
  10. Соната №10 Opus 14 № 2 (G-dur)
  11. Соната №11 Opus 22 (B-dur)
  12. Соната №12 Opus 26 (As-dur) (С Похоронным маршем)
  13. Соната №13 Opus 27 № 1 (Es-dur) (Sonata quasi una fantasia)
  14. Соната №14 Opus 27 № 2 (Cis-moll) (Лунная)
  15. Соната №15 Opus 28 (D-dur) (Пасторальная)
  16. Соната №16 Opus 31 № 1 (G-dur)
  17. Соната №17 Opus 31 № 2 (D-moll) (Буря)
  18. Соната №18 Opus 31 № 3 (Es-dur) (Охота)
  19. Opus 49: 2 сонаты для фортепиано (1792)
  20. Соната №19 Opus 49 № 1 (G-moll)
  21. Соната №20 Opus 49 № 2 (G-dur)
  22. Соната №21 Opus 53 (C-dur) (Вальдштейн)
  23. Соната №22 Opus 54 (F-dur)
  24. Соната №23 Opus 57 (F-moll) (Appassionata)
  25. Соната №24 Opus 78 (Fis-dur) (A Thérèse)
  26. Соната №25 Opus 79 (G-dur)
  27. Соната №26 Opus 81a (Es-dur) (Прощальная)
  28. Соната №27 Opus 90 (E-moll)
  29. Соната №28 Opus 101 (A-dur)
  30. Соната №29 Opus 106 (B-dur) (Хаммерклавир)
  31. Соната №30 Opus 109 (E-dur)
  32. Соната №31 Opus 110 (As-dur)
  33. Соната №32 Opus 111 (C-moll)

Клод Дебюсси

  1. Этюд №1 (Дебюсси)
  2. Этюд №2 (Дебюсси)
  3. Этюд №3 (Дебюсси)
  4. Этюд №4 (Дебюсси)
  5. Этюд №5 (Дебюсси)
  6. Этюд №6 (Дебюсси)
  7. Этюд №7 (Дебюсси)
  8. Этюд №8 (Дебюсси)
  9. Этюд №9 (Дебюсси)
  10. Этюд №10 (Дебюсси)
  11. Этюд №11 (Дебюсси)
  12. Этюд №12 (Дебюсси)

Иоган Себестьян Бах

  1. Прелюдия до-мажор «Аве Мария» из ХТК
  2. Прелюдия и фуга №1 ХТК 1 (Бах)
  3. Прелюдия и фуга №2 ХТК 1 (Бах)
  4. Прелюдия и фуга №3 ХТК 1 (Бах)
  5. Прелюдия и фуга №4 ХТК 1 (Бах)
  6. Прелюдия и фуга №5 ХТК 1 (Бах)
  7. Прелюдия и фуга №6 ХТК 1 (Бах)
  8. Прелюдия и фуга №7 ХТК 1 (Бах)

Фредерик Шопен

  1. Ноктюрн op.9 №2
  2. Ноктюрн cis-moll
  3. Ноктюрн c-moll ор. 48 №1
  4. Колыбельная
  5. Прелюдия op. 28 №4
  6. Вальс op. 64 №2
  7. Вальс a-moll op.34 №2
  8. Похоронный марш c-moll ор. 72 №3
  9. Похоронный марш из Сонаты b moll

Франц Шуберт

  1. Экспромт №1 op. 90 (Шуберт)
  2. Экспромт №2 op. 90 (Шуберт)
  3. Экспромт №3 op. 90 (Шуберт)
  4. Экспромт №4 op. 90 (Шуберт)

Прочие

  1. Танго “Кумпарсита”
  2. Свадебный марш (Ф. Мендельсон)
  3. Волнения (Эрик Сати)

Сокращенное нотное письмо

Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.

Реприза — повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.

— Segno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.

— Coda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.

— Da capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine — до конца или al coda — до знака «кода».

— Dal segno, переход к знаку «Segno«, так же используется: al fine — до конца, al coda — до знака «кода».

— знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.

— знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.

Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:

Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:

Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 — это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:

Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb ——¬).

Названия и обозначения

Названия нот. История названий

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно 212{\displaystyle {\sqrt{2}}}; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.

Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В англоязычных странах и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).

Обозначение нот буквами

Основная статья: Буквенная нотация

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).

Нотные знаки
     C  D  E  F   G  A H (B)
   
    до ре ми фа соль ля си  

Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.

Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.

Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).

Немецкая система Английская система
Нота (Бекар) Диез Бемоль (Бекар) Диез Бемоль
до c cis ces C C-sharp C-flat
ре d dis des D D-sharp D-flat
ми e eis es E E-sharp E-flat
фа f fis fes F F-sharp F-flat
соль g gis ges G G-sharp G-flat
ля a ais as A A-sharp A-flat
си h his b B B-sharp B-flat

Упрощённая система

Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.

Буквенное обозначение тональностей

В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.

Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».

Почему ноты тяжело читать начинающему

Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?

Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.

Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).

Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.

Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».

Соотношение длительностей между собой

На следующей картинке будет показана схема-таблица дробления длительностей. Каждая новая, более мелкая длительность возникает при делении более крупной на две части. Этот принцип называется «принципом четного деления». Целая нота делится на число два в разных степенях, то есть на 2, 4, 8, 16, 32 или другое, большее количество частей. Отсюда, кстати происходят и названия «четвертная», «восьмая», «шестнадцатая» и другие. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь ее понять.

Пожалуй, самым важным в изучении длительностей является понимание их соотношения между собой. Дело в том, что музыкальное время условно, оно не измеряется точно выверенными секундами. И поэтому мы не можем сказать точно, сколько будет длиться целая или половинная нота в секундах. Примеры, которые мы приводили, условны – всего лишь один из возможных вариантов. Что же тогда делать? Как тогда точно соблюдать ритм?

История

До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.[источник не указан 435 дней]

Во времена зарождения нотной записи с помощью нот могли быть зафиксированы только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.

Литература

  • Петров В. О. Звучащие листы Джона Кейджа: графическая нотация и алеаторика // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сборник статей по материалам Второй Международной научной конференции 13—14 ноября 2008 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина. — Астрахань : Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. — С. 176—189.
  • Петров В. О. Нотация Джона Кейджа: уровни исполнительской свободы // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. — Вып. 6: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 3 апреля 2013 года / Сост. В. И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. — Казань, 2014. — С. 100—106.
  • Петров В. О. О графической нотации в музыкальной композиции XX века // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции 21—22 марта 2016 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань : Издательство ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования», 2016. — С. 22—27.

Что же делать?

Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.

И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.

Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.

Так что симметрия — ключ к пониманию.

Названия нот


Нота в переводе с латинского «nota» обозначает метку или знак. Особенность акростиха в том, что все ноты легко петь, поскольку они заканчиваются на гласный звук (кроме первой Ut). Поэтому приблизительно в XVII веке ноту Ut заменили на Do для удобства. Сделал это итальянский гуманист Джованни Дони. Также была добавлена нота Si.

В оригинале гимна отображается обращение верующего человека к Иоанну Крестителю с просьбой отпустить грехи и увидеть настоящее чудо. Существует более современная интерпретация названий, в соответствии с которой каждая нота имеет полное название. Например, Do – от слова Dominus (Господь), Mi – от слова miraculum (чудо) и т.д.

Несмотря на распространенность данной интерпретации, ее считают ложной, ведь названия нот произошли именно от акростиха-молитвы.

Аретинский руководил хором при помощи левой руки

Гвидо Аретинский также умело руководил хором при помощи своей левой руки. В определенные моменты он загибал сустав на пальцах, тем самым показывая поющим, какую ноту нужно брать.

Без слов?

В инструментальной музыке всю ответственность на себя берут композитор творения и профессионал с его умением только с помощью техники игры выразить то, что проще бы было объяснить речью.

Переплетение гармоний, многогранное соединение аккордов и пронизывающая сквозь аккомпанирующую базу мелодия способны сделать ноты без слов куда ярче и выразительнее, чем с ними.

Если с инструментальной музыкой в этом вопросе разобраться проще, то что делать с вокальной? В ней отсутствие речевого вмешательства неприемлемо. Однако существуют пьесы, которые не нуждаются в словах — вокализы. Мелодия распевается на один гласный звук или же несколько, варьируясь между собой.

Знаменитый вокализ №14 С. В. Рахманинова является достоянием Российской республики и служит прекрасным примером того, что самого главного словесно не выразить.

Поем и запоминаем

Как разобраться, где какая нота находится на пианино , мы уже поняли. Но ведь это не самое главное.

Если вы уже пробовали играть на пианино какую-нибудь даже самую простенькую мелодию по нотам, то вы, несомненно, поняли, что совершенно необходимо выучить расположение нот на нотном стане. Подсчитывать каждый раз линеечки довольно трудно, это раздражает и отбивает всякое желание играть.

Поэтому сегодня мы разберемся, как выучить ноты, причем, естественно, желательно запомнить ноты быстро и легко.



Можно просто взять чистый нотный лист и рисовать на нем нотки до умопомрачения. Или попросить кого-нибудь диктовать вам ноты в разнобой, устроить своеобразный «нотный диктант». У этого метода есть один существенный минус, о котором я напишу ниже, к тому же таким способом вряд ли получится выучить ноты ребенку.

Итак, что вообще собой представляет изучение нот на пианино? Чего мы хотим достичь? Мы хотим увидеть записанную ноту и знать, какую именно из имеющихся клавиш нажимать. В ту же самую секунду, безо всякой задержки, вообще не задумываясь. То есть, образно говоря, должна установиться прочная связь Глаз – Мозг – Рука (Вижу ноту – играю её). Именно поэтому способ простого рисования ноток на нотном стане несостоятелен. Работает только связь Глаз-Мозг. (Вижу ноту – называю ее или слышу – записываю). Но нам-то надо играть, надо руки задействовать.

Это похоже на чтение. Сейчас, когда вы читаете этот текст, вы ведь не думаете над каждой буквой. Вы читаете целиком слова и предложения, безо всякой трудности. Но когда дети учатся читать, они сначала выучивают буквы, и не сразу у них получается составлять их в слова, то же самое и с нотами. Просто рисовать ноты все равно что выучить отдельные буквы. Кстати, недаром игра по нотам называется чтением с листа.

Хороший способ выучить ноты

Вспомним, как дети учат буквы? По азбуке. Там не просто так нарисованы картинки. Как ребенку запомнить, что вот этот символ «А» — это буква А. Он видит, нарисован Аист и Арбуз, и запоминает (связь Глаз – Мозг прочно укрепляется). Потом аист с арбузом забудутся (а может, и нет), а буква и звук запомнятся.

Мы предлагаем нечто подобное использовать для запоминания нот. Веселые песенки-запоминалки. В каждой песенке используется только одна нота, которая играется в двух октавах. Играть их очень легко, сможет каждый, это же для запоминания нот, так что уровень самый-самый начальный.

Может, тексты у них не слишком интеллектуальные, а мелодии не очень замысловатые, но этот способ работает! Это такая своеобразная музыкальная азбука.

Итак, я хочу выучить ноты, что мне делать?

Инструкция:

  • Скачать и распечатать лист с упражнениями
  • Сесть за пианино
  • Играть и петь эти простенькие песенки (проще некуда, поверьте)

ВАЖНО! Постоянно на клавиатуру смотреть нельзя! Смотрим на распечатанные ноты! Только так можно выучить ноты по-настоящему. В начале, конечно, можно и нужно «прицелиться», на что сейчас будем нажимать

Но постоянно смотреть на клавиатуру не нужно.

Петь песенки обязательно. Даже если у вас напрочь нет голоса, все равно пойте, текст песен содержит названия нот, именно это помогает запоминать их. Конечно, вряд ли вы дотянете голосом до высоких нот, но хотя бы просто проговаривайте их.

У этого способа есть еще один плюс – вы запомните не только расположение нот, но и то, как они звучат. Если будете много упражняться, то сможете определять ноты на слух.

В обучении игре на пианино это вам очень поможет! Ну что, распечатать как запомнить ноты» (PDF)и вперед, за пианино!

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Песни ВОВ

    1. 22 июня
    2. А годы уходят
    3. А туман на луга ложится
    4. Аджимушкай
    5. Азовская партизанская
    6. Александровский сад
    7. Алёша
    8. Баксанская
    9. Баллада о красках
    10. Баллада о ледовой трассе
    11. Баллада о матери
    12. Баллада о Матросове
    13. Баллада о моем солдате
    14. Баллада о надежде
    15. Баллада о солдате
    16. Баллада о солдатском сне
    17. Баллада о Тане Савичевой
    18. Баллада о фронтовом кинооператоре
    19. Белорусская партизанская
    20. Бомбардировщики
    21. Бывалый моряк
    22. Была судьба
    23. Вечер на рейде
    24. Где ж ты, мой сад
    25. Где же вы теперь, друзья-однополчане
    26. Где-то около Бреста
    27. Где-то под Бекетовкой
    28. Годы огневые
    29. Горячий снег
    30. Грозой овеянные сны
    31. Грустные ивы
    32. Давай, дружище, помечтаем
    33. Давай закурим
    34. Давно мы дома не были
    35. Далеко иль недалечко
    36. Далеко родные осины
    37. Два солдата
    38. Двадцать пятое августа
    39. Две подруги
    40. Девятая застава
    41. Девятое мая
    42. День Победы
    43. Держитесь, ветераны!
    44. Дни войны
    45. Довоенный вальс
    46. Дубрава
    47. Дунай-голубой
    48. До свиданья, города и хаты
    49. Дороги
    50. Ехал казак воевать
    51. Ехал я из Берлина
    52. Если б не было войны
    53. Если отец герой
    54. Жди меня
    55. Заветный камень
    56. Играй, мой баян
    57. Когда песню поешь
    58. Моя любимая
    59. Моя Москва
    60. На солнечной поляночке
    61. Огонек
    62. Ой, туманы мои, растуманы
    63. Песня о Днепре
    64. Пришла и к нам на фронт весна
    65. Священная война
  1. Синий платочек
  2. Смуглянка
  3. Темная ночь

История

Музыка живет с людьми с древних времен. В первую очередь она явилась в виде ударных инструментов по типу барабанов. Затем родились духовые, которые были способны интонировать — воспроизводить мелодичные звуки. С веками численность и разновидность инструментов росли, потому письменный музыкальный язык стал необходим.

Что такое нота — на тот момент не было известно.

Первыми попытками стали простые обозначения: линия, черточки, точки и другие символы. Однозначной системы написания не существовало, потому прочтение их являлось сложной задачей.

Позднее знаки сумели скомпоновать и подогнать под рамки четырех линеек. Простонародные символы возросли до невм.

Невма в средние века была способом обозначения письменной музыкальной грамоты. С ее помощью стало возможно ориентироваться в направлении мелодии.

Такая система существовала долгое время (IX-XVI века). Несомненно, она стала прорывом для исполнителей и композиторов. Но и имела свои недостатки:

  1. читать новое произведение впервые с нотного листа и интонировать на точной высоте не представлялось возможным, так как конкретного обозначения для каждого звука еще не существовало. Невмы были больше помощниками в уже выученном ранее сочинении и служили неким ориентиром (подсказкой);
  2. если с направлением мелодии было более-менее ясно, то определить ритм, в котором следовало исполнять композицию, являлось непосильной задачей. А как известно: ритм — это важнейший компонент в музыке.

В связи с недостатками структуры невменная запись претерпевает изменения:

  • к существующим уже знакам добавили еще и буквенные, которые способны обозначать высоту ноты;
  • появляется VI-ступенный ряд звуков;
  • невмы указывают на и между строками,что дает возможность точнее интонировать при исполнении;
  • приписывается пятая линейка, которая на практике используется и по сей день. Она носит название «нотный стан».

Все вышеперечисленные заслуги свершились благодаря трудам величайшего музыкального имени средневековых времен — Гвидо Аретинского.

Изменения нот спустя 500 лет

Гвидо стал основоположником современных нот и вошел в историю музыки. Но сейчас запись нот немного изменилась, хоть и смысл тот же.

Спустя 500 лет после того, как Гвидо придумал ноты, изменилось название первой ноты. Раньше она называлась УТ, но музыканты пришли к выводу, что ее не очень удобно пропевать, потому как слог закрытый. Тогда было решено заменить ее нотой ДО. Потом добавили седьмую ноту — СИ (ее тогда не было).

Современные ноты

Чуть позже линеечки перестали рисовать цветными, они стали все черными. Ноты стали рисоваться кружочками, заместо квадратиков.


Еще позже музыканты придумали ключи (скрипичный и басовый).

Именно с этими изменениями «музыкальный алфавит» дошел до наших дней. Конечно, сейчас в нотных записях очень много различных обозначений — длина нот, бемоли, диезы, репризы, бекары и т. д. На сайте есть урок, который поможет Вам поближе познакомиться с нотами — «Как читать ноты?».

Ноты на нотном стане

Посмотрите на картинку:

Нотный стан (Рис. 1)

На картинке расположены 5 линеек. Это и есть нотный стан На этих линеечках и между ними как раз и располагаются ноты, которые рисуются в виде овалов (см. рис. 2). Посмотрим, как же на этих линейках умудряются рисовать ноты. Названия нот уже должны быть записаны у нас в блокноте. Их мы рассмотрели в уроке Название нот на пианино. А сейчас посмотрим, как они записываются на нотном стане:

Ноты на нотном стане (Рис. 2)

Отступление: в начале строчки с нотным станом Вы видите непонятный иероглиф — это скрипичный ключ. О нем читайте в пункте ниже «».

Теперь рассмотрим каждую отдельную ноту на нотном стане, а также их соответствие с клавишами пианино.

Нота «До»

Обратите внимание, для нее мы дорисовали дополнительную линеечку снизу, прямо на которой она и располагается:. Нота До на нотном стане (Рис

3)

Нота До на нотном стане (Рис. 3)

Нота «Ре». Находится под первой линейкой нотного стана:

Нота Ре на нотном стане (Рис. 4)

Нота «Ми». стоит прямо на первой линеечке:

Нота Ми на нотном стане (Рис. 5)

Нота «Фа». между первой и второй линейками:

Нота Фа на нотном стане (Рис. 6)

Нота «Соль». Прямо на второй линейке нотного стана:

Нота Соль на нотном стане (Рис. 7)

Нота «Ля». Находится между второй и третьей линейками:

Нота Ля на нотном стане (Рис. 8)

Нота «Си». стоит на третьей, средней линейке нотного стана:

Нота Си на нотном стане (Рис. 9)

Нота «До». Между третьей и четвертой линейками:

Нота До на нотном стане (Рис. 10)

Почему здесь две ноты «До», но находятся они в разных положениях? А помните, мы с Вами говорили про октавы на пианино? Так вот, первая нота «До» (на добавочной линеечке) находится в первой октаве, а вот та нота «До», которая между третьей и четвертой линейками — уже является «До» второй октавы.. Впрочем, подробнее об этом читайте дальше.

Заключение:

Целенаправленные и последовательные занятия чтением нот с листа могут дать желаемые плоды, ведь умение свободно в нужный момент владеть этим навыком не перестает быть насущной потребностью для представителей музыкальных профессий, от преподавателя музыки и пения в общеобразовательной школе, к концертного исполнителя. От своевременного приобретения навыков чтения нот с листа в значительной степени зависит широта музыкального кругозора, на данный момент это особенно актуально в связи с задачами, которые поставлены современной музыкой, которая на первый план выдвигает необходимость развития музыкального интеллекта.


С этим читают