Номер пластинки и другая информация на ее этикетке

Преимущества и недостатки виниловых пластинок

Какими бы удобными ни были медиаплееры, виниловые пластинки до сих пор не перестают пользоваться спросом у меломанов. Это можно объяснить следующими причинами:


  1. Качество звука. Принцип виниловой пластинки подразумевает воспроизведение объемного наполненного звука, приятного для слуха и лишенного помех. Только грампластинка способна в точности передать тембр человеческого голоса и многогранность звука, который издают музыкальные инструменты.
  2. Стабильность. Качество звучания виниловых пластинок сохраняется даже при длительном хранении (при условии бережного отношения). Они хорошо переносят воздействие магнитного и электрического полей. Именно из-за этих качеств многие музыканты выпускают свои альбомы именно на данном аудионосителе.
  3. Подлинность. Производство винила – это длительный и трудоемкий процесс. Его практически невозможно подделать, а сама фальсификация чаще всего финансово не оправдана.

Однако у виниловых пластинок есть и недостатки. К ним можно отнести низкую влаго- и термостойкость. При небрежном отношении они довольно быстро трескаются, а на их поверхности появляются царапины. По этим причинам среди заядлых коллекционеров больше всего ценятся экземпляры, которым удалось сохранить свои первоначальные характеристики и качество звука.

7 место. The Caine mutiny

9 место в рейтинге досталось коллекционной пластинке с саундтреками. Записи золотой эпохи Голливуда признаны наиболее дорогими, цена дополнительно увеличивалась в случае наличия фото актеров на обложке, значимость и редкость саундтрека тоже имеют значение. Самым дорогим в данной категории на сегодняшний день является альбом «Восстание Кейна», записанный в 1954 году. На нем записаны и музыка, и диалоги из кинофильма.

В свое время вокруг пластинки даже разгорелся скандал – писатель Х. Вук, по роману которого был снят фильм, потребовал убрать ее из продажи. Мотивировал он это тем, что в фильме и на виниле слишком много пространных цитат его авторства, что подрывает ценность произведения. Также Вук говорил, что винил похож не на сборник саундтреков, а на аудиокнигу, что странно и недопустимо.

Пластинки сегодня[править]

На 2010 год, грампластинки и проигрыватели широко не производятся и не используются, будучи вытесненными более удобными и долговечными носителями. Однако, в определённых областях, они (а именно, виниловые долгоиграющие стереофонические диаметром 30 см, англ. LP) используются до сих пор:

  • для ди-джейской работы и экспериментов;
  • любителями старины, коллекционерами;
  • фанатами данного вида звукозаписи.

Тем не менее на развитии виниловой индустрии рано ставить крест. По данным RIAA, продажи винила уже прошли свою низшую точку в 2005 году и показывают достаточно устойчивый рост.

Можно выделить два основных рынка:

  • Первичный
  • Вторичный

На первичном рынке основными покупателями являются ди-джеи и меломаны, предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

Основная конкуренция на рынке идет между физическими носителями информации и он-лайн продажей, а так же пиратским распространением произведений в сети Интернет. CD и подобным им носителям сложно выдерживать такую конкуренцию, так как они имеют очень мало преимуществ — качество треков он-лайн, как правило, не ниже чем у CD, при этом удобство, мобильность и износостойкость на порядок выше. В то же время винил может предложить сравнительно более высокое качество звучания, а так же дополнительные преимущества, признаваемые за винилом меломанами.

Намечается своего рода сегментация рынка первичных продаж музыкальных произведений — большая часть пользователей начинает покупать через Интернет, в то время как меломаны, предъявляющие более высокие требования к звучанию, покупают виниловые пластинки.

Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшем в употреблении винилом. В этом сегменте торгуются коллекционные экземпляры и частные коллекции винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов. Основными точками торговли являются интернет — аукционы, а так же локальные магазины подержанного винила. Так как значительная часть торговли ведется через Интернет, и покупатель не может визуально оценить качество предлагаемой пластинки (а оно крайне существенно влияет на цену и качество звучания), то продавцами и покупателями используется стандартная система оценки виниловых пластинок.

Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (так называемый first press), за его, якобы, лучшее звучание, а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания.

Виды виниловых пластинок

Формат записи

Одной из главных характеристик виниловых пластинок является формат записи, который делит их на стерео-, моно- и квадрофонические. Монофонический винил имеет самую простую форму: на всю его поверхность наносятся одинаковые V-образные бороздки. У стереофонических пластинок левые и правые стенки бороздок имеют разный рисунок. Именно поэтому звук, который они воспроизводят, левое и правое ухо улавливают по-разному.

Жесткость

Вторым параметром виниловых пластинок является жесткость, которая делит их на гибкие и жесткие. В 1970-х гг. чаще всего использовались гибкие пластинки, известные также как Floopy-ROOM. Во вложении компьютерных журналов можно было встретить экземпляры, на которые записывался компьютерный софт. Скорость вращения гибких пластин составляла 33 1/3 оборотов в минуту, а максимальный объем – 4 Кб.

Еще одной разновидностью гибких пластин являются записи, нанесенные на использованные рентгеновские снимки, и музыкальные открытки, которые пересылались по почте в качестве памятного сувенира.

Вообще, пластинки-открытки пользовались большой популярностью среди пользователей. Они выпускались в двух видах:

  1. Односторонние круглые или прямоугольные виниловые диски. Их основой была плотная разноцветная карточка с отверстием посередине. Главными недостатками такой пластинки был небольшой рабочий диапазон и короткое время записи.
  2. Пластинки, записанные на лаковой поверхности старых фотокарточек и открыток. Их основным недостатком был небольшой срок хранения, обусловленный хрупкостью и высокой скоростью пересыхания лака. Однако благодаря простоте записи изготовить такой сувенир было под силу каждому отправителю.

Большинство пластинок, которые до сих пор в обиходе, считаются жесткими. При диаметре 17,5-30 см за одну минуту они могут совершать 45-78 оборотов.

Материалы

Изначально пластинки представляли собой цинковый диск. Далее цинк заменили эбонитом, однако из-за низкой стойкости по отношению к солнечным лучам его заменили шеллаком. При том, что толщина шеллачных пластинок составляла 3 мм, а вес доходил до 220 г, они были очень хрупкими. В некоторых случаях воспроизвести их можно было только с помощью проигрывателя, оснащенного сменной головкой и 78-ой поворотной иглой.

В дальнейшем виниловые пластинки стали производить из синтетической пластмассы, смолы, а сейчас – из полихлорвинила.

Обложка пластинки

1. Тип покрытия и способ склейки обложки. Расплывчатый критерий, тем не менее, позволяющий с первого взгляда оценить приблизительно диапазон возможных дат производства обложки. Обложки с наружными подворотами (flipback) в основном использовались в Англии до 1973 года (редкие экземпляры можно встретить и в конце 1970-тых), технология ламинирования использовалась до конца 1970-тых, глянцевые конверты появились во второй половине 1970-тых и т.д.

2. Наличие стикера. Стикером, как правило, комплектовались ранние экземпляры альбома — это просто маркетинговый ход для привлечения внимания. Как правило, экземпляры со стикерами – ранние. Однако, и здесь вас ожидают «подводные камни»: внимательно читайте, что написано на стикере. Возможно, стикер рекламирует сингл, вышедший позже, чем альбом, на который этот стикер наклеен! Или же, чаще всего, на американских пластинках, стикер может гласить об особо успешных продажах данного альбома, – тогда ваш экземпляр точно не ранний.

3. Наличие дополнительных элементов. Такие бонусы, как вкладки (листочки) с фотографиями или текстами, открытки, постеры и т.п. во многих случаях являются атрибутами раннего издания. В целях тривиальной экономии поздние тиражи могли быть выпущены без таких бонусов.

5 место. The Velvet underground & Nico


Хитовая пластинка, имеющая необычную историю. Альбом на блошином рынке в 2002 году приобрел простой монреалец за самую обычную сумму – всего 75 центов. Выглядела пластинка невзрачно, коробки у нее не было – только надпись от руки с названием группы. Позже оказалось, что это был оригинал пластинки популярной группы, а Mr-N-Dolph подписался на нем мелким шрифтом «Норманн Дольф».

Альбом был «служебным» и предназначался для звуковых инженеров. Технология ацетатной записи должна была дать понять, правильно ли звучание, как передаются уровни, тембры записи, не нужны ли коррективы. Ацетатники – всегда штучный товар, к тому же быстро изнашиваемый.

1 место. That’ll Be the Day – The Quarrymen

Этот альбом 1958 года выпуска считается одним из наиболее раритетных в мире. Его владельцем является Пол Маккартни. The Quarrymen – это предшественница The Beatles, маленькая школьная группа, созданная Джоном Ленноном. Первая пластинка коллектива записана именно в 1958 году, содержала кавер-версию и собственный вариант исполнения указанной в названии композиции.

Пластинка вышла необычной, оригинальной и даже немного странной, но во многом благодаря этому импровизацию сегодня ценят еще выше. Впервые на аукцион альбом попал в 1981 году, где его и выкупил Маккартни. Известный музыкант сделал полсотни копий альбома и раздарил их близким, а оригинал оставил у себя.

Постепенно виниловые пластинки исчезают из продажи – в мире много коллекционеров-меломанов, убежденных в том, что исключительно на старых пластинках-оригиналах звук настоящий. Можно найти демократичные в плане цены варианты, но есть и очень дорогие альбомы, некоторые из которых уже перешли в статус раритетных.

Информация на самой пластинке

1. Номера матриц, в отдельных, редких случаях – номера штампов. Чем ниже номер матрицы, тем ближе ваш экземпляр к началу производства. Необходимо, всё же, каждый альбом рассматривать индивидуально: матрица номер 1 не всегда гарантирует первое издание (см. статью «Как правильно читать и трактовать матрицы»), иногда самой ранней матрицей для данного альбома может быть номер 2, 3 или другой, а в каких-то случаях несколько наборов матриц запускались в производство одновременно.

Типология матриц (то, как они нанесены на сбег) тоже имеет значение, в разные годы один и тот же завод мог по-разному наносить на сбег номера матриц и прочую информацию.

2. Дизайн этикетки. Необходимо просто выяснить, какой дизайн использовался в данный временной интервал данным лэйблом.

3. Надписи на этикетке. Зачастую, первое издание имеет отличия от поздних в надписях на этикетке

Обращайте внимание на время звучания дорожек, на продюсера, ссылки на копирайт и общее расположение элементов текста. Дальше, правда возникнет вопрос «А какая же из версий более ранняя?»

Сравнивайте с другими экземплярами. Ответ в каждом случае индивидуален.

4. Завод, отпечатавший пластинку. Завод, как правило, можно определить по профилю зоны этикетки (кольца, выпуклости, тип поверхности и т.д.) и типологии матричных номеров. В отдельных случаях – по форме торца пластинки. В Англии, как правило, в определенный временной интервал пластинки одного лэйбла печатались одним заводом. В свою очередь, каждому временному интервалу на каждом заводе соответствует свои особенности профиля пластинки.

5. Профиль зоны этикетки. Очень важная характеристика. Профиль зоны этикетки — уникальный признак завода, отпечатавшего пластинку. Зная, какого профиля пластинки в какое время производил какой завод, зачастую можно весьма точно датировать экземпляр альбома, находящийся в ваших руках.

6

Толщина, вес, гибкость пластинки. Данный критерий надо применять с осторожностью. Многие дилеры злоупотребляют им, жонглируя понятиями «тяжелый, толстый, негнущийся винил», хотя значимость этих фактов далеко не так существенна

Есть общая тенденция — чем старше пластинка, тем она менее гибкая и более тяжелая, но это столь индивидуально, что решающим критерием быть не может. Конечно, закономерности для некоторых заводов существуют: взять, например, гибкий «Dynaflex» винил, которым пользовались в США на заводах RCA с 1970-71 года — его ни с чем не спутаешь. С другой стороны, я лично проводил эксперимент по взвешиванию пластинок одного и того же завода, отпечатанных в пределах двух лет — разброс был плюс-минус 15 граммов, что есть немало.

Обратим внимание также на цвет винила — некоторые заводы в определенные периоды использовали просвечивающий на свет винил, эти заводы известны

9 место. Bohemian rhapsody – Queen


Памятный подарочный альбом, записанный группой Queen в 1978 году. Тираж был ограниченным – всего 200 штук. По сути пластинка являлась королевским сувениром, а записали ее в честь феноменального успеха группы. Альбом отлично продавался во всем мире, и звукозаписывающая студия «ЭМИ» решила отдельно сделать подарочный сингл своего наиболее продаваемого исполнителя. Пластинки были розданы на закрытой вечеринке в комплекте с бокалами и шарфиками.

Сначала цвет винила должен был быть пурпурным – традиционный оттенок группы, но в итоге выбор пал на голубой (причина этого не известна). Пластинки изначально были дорогими из-за малотиражности – печатать большие партии из расчета цены одного изделия получается выгоднее. Себестоимость пластинки в 1978 году составила около 5 фунтов при стандартной сумме в 50 пенсов.

Запись звука на пластинку[править]

Звук с магнитной фонограммы, с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца, благодаря которым на тончайшем слое меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку, наносятся концентрические звуковые канавки. Такая технология применяется до сих пор и известна она под названием DMM (Direct Metal Mastering). Этот медный диск предназначен для того, чтобы получать с него методом гальванопластики в несколько последовательных этапов необходимого количества никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии называют матрицами, которые служат основой в процессе прессования грампластинок, все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами. В гальваническом цехе осуществляется изготовление оригиналов и матриц. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля со специальным составом электролита. Материал для изготовления грампластинки — это особая смесь на основе сополимера винил-хлорида с винилацетатом и различными добавками, для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств и электроакустических параметров. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением. Детали пресс-форм, изготавливаются на станках с числовым программным управлением, проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С одной пресс-формы может выходить десятки тысяч грампластинок. В пресс-цехе горячая смесь пластмассы растекается между двумя половинками пресс-формы, как бы впитывая в себя невидимые звуковые канавки. Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, и затем каждая специально отобранная из тиража, тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную выдержку.

Дополнительные критерии

Выше перечислены, так сказать, общие, универсальные критерии анализа. Но у многих альбомов, особенно вышедших большим тиражом, есть и свои персональные отличия. Как правило, это детали надписей на этикетке или обложке. Будьте внимательны: информация по отличиям изданий того или иного альбома, найденная в интернете, не всегда соответствует действительности! Особенно, если эта информация, взятая из старых аукционов. Почему? Да потому, что «всяк кулик свое болото хвалит». Понятно, да? Доходит до смешного, – у одного из самых известных ebay дилеров можно найти диаметрально противоположные сведения об оригинальности определенных альбомов, – в зависимости от того, какой экземпляр он в данный момент продавал!

В общем, при определении издания пластинки, очень желательно сравнить данный экземпляр с другими экземплярами, – именно тогда вы увидите отличия одного экземпляра от другого и сможете эти отличия проанализировать. Но даже если такой возможности нет, общие знания помогут вам по каждому критерию получить диапазон возможных дат издания вашей пластинки. «Наложив» эти диапазоны один на другой, вы зачастую, можете получить весьма короткий, конкретный временной интервал.

Подводя итог, отмечу главное: для определения издания необходима обычная логика (здравый смысл), а также знания, знания и еще раз знания. Следите за нашим проектом, – мы будем постоянно делиться с вами этими самыми, столь необходимыми знаниями!

Как изготавливаются виниловые пластинки

Современные виниловые пластинки – это, чаще всего, черные диски диаметром 175-300 м. Они вращаются со скоростью 33 1/3 об/мин и хранят аудиозапись продолжительностью 7-24 мин. Оптимальной продолжительностью считается 12 мин. Такие пластинки не прыгают в процессе проигрывания и издают звук высокого качества. В частных коллекциях и за диджейскими пультами можно встретить экземпляры замысловатой формы и цвета. Они могут быть окрашены в нестандартные цвета и изготовлены в виде абстрактной фигуры, фигуры животного и растения, диска циркулярной пилы.

Понять, какой звук будет издавать грампластинка, можно еще на стадии производства. Это во многом определяется качеством исходного сырья. Как правило, для записи используются абсолютно новые пластинки, наделенные безупречным качеством звучания. Недобросовестные производители используют с этой целью носители, бывшие в употреблении, которые при проигрывании потрескивают и издают побочные шумы.

Производство винила начинается с гравировки – процесса, который сопровождается нарезкой лака. Для этого используют специальную вибрирующую иголку, которой проводят по мягкому лаку. Далее на лак наносят металлический слой, после чего из него изготавливают штамповочные пластины.

На следующем этапе приступают к нарезке винила, которая еще называется мастерингом. Материал режут с помощью микшерной консоли. Она работает в паре с прибором, который наносит на лаковый диск дорожки, в процессе чего исходная запись проигрывается в противоположную сторону.


На готовую лаковую подложку наносят тонкий слой раствора никеля или серебра. Через некоторое время этот слой застывает, образуя лаковый негатив – исходник для создания матрицы. Последняя используется в качестве пресса, который помогает растиражировать пластинку. Таким образом, с одного пресса изготавливают несколько тысяч экземпляров. Как только он становится непригодным, производственный цикл повторяется.

В течение некоторого времени после прессования винил остается теплым и хрупким. Чтобы предотвратить повреждение, его помещают в специальные контейнеры, где он обретает нужные физические свойства.

До завершения производственного цикла пластинки проверяют на качество звучания и наличие брака, риск появления которого возрастает на этапе прессования и изготовления матрицы. Музыкант тоже может ознакомиться с результатами записи, чтобы самостоятельно проверить ее качество. Если дефектов нет, пластинка отправляется на тиражирование.

Моно и стерео пластинки[править]

В монофонических грампластинках используются только горизонтальные колебания иглы, а в стереофонических — и горизонтальные, и вертикальные. По горизонтали кодируется сумма двух звуковых каналов, а по вертикали — их разность, что обеспечивает полную совместимость (монофонические проигрыватели воспроизводят стереопластинки в виде суммы каналов, а стереопроигрыватели воспроизводят монофонические записи, как два одинаковых канала).

Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33 1/3 об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. Они, в частности, использовались в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8 1/3 об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов.

Грампластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны при 33 1/3 об/мин 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Такие грампластинки быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок. Применительно к пластинкам, используемым ди-джеями, можно сказать, что на сторону нарезается около 12 минут музыки

В этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива, со временем меньше шумит, не боится скретча и неосторожного обращения. Диаметр отверстия пластинки 7 или 24 мм, толщина варьируется от 1,5 до 3 мм, масса 120—220 г

Цвет грампластинок в основном чёрный, хотя для детей и ди-джеев зачастую выпускают разноцветные. Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, а также в форме животных и птиц.

Как работают виниловые пластинки

Виниловой пластинкой называют аналоговый звуковой носитель, который представляет собой одно- или двухсторонний диск, изготовленный из синтетических материалов. В процессе производства на диск наносится непрерывная извилистая борозда, служащая для отображения звуковых волн.

Принцип работы виниловой пластинки основан на воспроизведении звуковой (не графической) информации. С ее помощью производится запись музыкальных композиций, литературных произведений, звуков живой природы и другой информации, которая воспроизводится с помощью специального проигрывателя.

При 1000-кратном увеличении микроскопа можно увидеть, что поверхность винила испещрена неровными дорожками. В процессе проигрывания по ним двигается звукозаписывающая игла и воспроизводится звукозапись.

3 место. Yesterday and Today – The Beatles

Уникальная компиляция альбома известной группы увидела мир в 1996 году. Пластинка была записана специально для рынка США и Канады. Тогда это был обычный винил, но сегодня он оценивается в сумму около 45000-80000$.

На пластинке записаны хиты из популярных альбомов битлов. Особую прелесть ей придает оригинальная обложка «бучер кавер». Тогда это был скандал – музыканты снялись в обнимку с обезглавленными куклами и сырым мясом. Сегодня это и провокация, и повод, чтобы набить цену. Автор снимка – Роберт Уайтекер, известный авторским проектом под названием «Somnambulist journey».

Тираж был огромным – целых 750000 пластинок. Но общественность оригинальный дизайн не оценила и не поняла, поэтому пластинки пришлось отозвать из продажи и поменять фото. Именно сохранившиеся редкие экземпляры сегодня продаются за огромные суммы – сколько их точно, сказать трудно, но сын Алана Ливингстона, знатного ценителя творчества The Beatles, выставил на аукцион в 1987 году 12 штук. Есть альбомы с «отредактированными» фото, наклеенными поверх «бучер кавер» – они стоят дешевле.


С этим читают