Как собрать ламповый усилитель

Акустика для лампового усилителя

Про акустику часто забывают при выборе усилителя, хотя на самом деле это самое главное


Неправильно подобранная пара «акустика — усилитель» может испортить звук, при этом неважно за сколько денег вы ее купили

Например, если усилитель рассчитан на акустику 8 Ом, а вы подключите 4 Ом, то усилитель будет работать с несвойственной для него нагрузкой. Или если однотактный 5-ваттный ламповый усилитель подключить к слабочувствительной акустике, то вы получите не тот звук, который должен быть, и сделаете выводы, что усилитель плохой.

Ламповые тетроды и пентоды плохо работают с многополосной акустикой из-за высокого выходного сопротивления, поэтому их нужно слушать на широкополосной акустике. Ламповый триодный усилитель не так требователен к этому и нормально звучит практически на любой акустике, как и большинство транзисторных.

Так же не стоит забывать, что если ваша комната пустая, то, при прослушивании, звук будет отражаться от стен и будет звучать плохо, но это уже другая тематика.

Тёплые ламповые силовые кабели

Особо знатные звуколожцы утверждают, что даже силовые кабели ХиФи-аппаратуры должны быть выполнены исключительно из бескислородной меди, иначе звук не будет ни тёплым, ни ламповым. Притом силовой кабель должен быть или известного производителя, особенной аудиофильской конструкции, красиво выглядеть и стоить много денег, или же самодельным, изготовленным по рецепту очередного аудио­гуру. Как быть с тем, что никакой другой меди в производстве проводов не используют уже много десятилетий, что внутридомовая силовая разводка среднестатистической хрущёвки выполнена из алюминиевого кабеля, а магистральные ЛЭП — из сталеалюминия, они не объясняют. Демонстрация внутренностей стенной розетки с жилами кабеля АВВГ может ввести неподготовленного поциента в ступор на пару дней, после чего он опять вернётся к полировке медной моножилы, из которой сделает несчастные полметра кабеля от розетки до устройства.

История

Радиолампы, как и другие электронные компоненты, имеют богатую историю, в ходе которой произошла заметная эволюция. Началось все в нулевых годах прошлого века, а закатом ламповой эры можно считать шестидесятые годы, когда свет увидела последняя фундаментальная разработка — миниатюрные радиолампы нувисторы, а транзисторы уже начали активно завоевывать рынок. Но из всей истории нас интересуют лишь ключевые этапы, когда были созданы основные типы радиоламп и разработаны основные схемы их включения.

Первой разновидностью радиоламп, разработанной для создания усилителей, были триоды. Цифра 3 слышится в названии не случайно — именно столько активных выводов имеет триод. Принцип работы триода предельно прост. Между анодом и катодом лампы последовательно включаются источник питания и первичная обмотка выходного трансформатора (ко вторичной обмотке которого подключается акустика). Полезный сигнал подается на сетку лампы. При подаче напряжения в схему усилителя между катодом и анодом протекает поток электронов, а расположенная между ними сетка модулирует этот поток соответственно изменениям уровня входящего сигнала.

В ходе использования триодов в различных отраслях промышленности потребовалось улучшить их характеристики. Одной из таких характеристик была проходная емкость, величина которой ограничивала максимальную рабочую частоту лампы. В процессе решения этой проблемы появились тетроды — радиолампы, имеющие внутри не три, а четыре электрода. Четвертым стала экранирующая сетка, установленная между управляющей сеткой и анодом. Задачу повышения рабочей частоты это решало в полной мере, что вполне удовлетворило создателей технологии, разрабатывавших тетроды для того, чтобы радиостанции и радиоприемники работали в коротковолновом диапазоне, имеющим более высокие несущие частоты нежели средне- и длинноволновый.

С точки зрения качества воспроизведения звука тетрод не превзошел триод принципиально, поэтому другая группа ученых, озадаченная вопросами воспроизведения звуковых частот, усовершенствовала тетрод, используя, по сути, тот же подход — просто добавив в конструкцию лампы еще одну дополнительную сетку, располагающуюся между экранирующей сеткой и анодом. Это было необходимо для того, чтобы подавить динатронный эффект — обратную эмиссию электронов от анода к экранирующей сетке. Подключение дополнительной сетки к катоду препятствовало этому процессу, делая выходную характеристику лампы более линейной и повышая выходную мощность. Так появился новый тип ламп: пентод.

Только лампа научит тебя играть!

Ага, после того, как потратишь ползарплаты на комбик, ты обязан научиться играть. А если серьезно – это правда, но с оговорками, как в предыдущем пункте. Первые гитарные усилители были ламповыми, на них же впервые получили перегруженный звук, который пришелся по вкусу музыкантам и слушателям. Но с техникой следующего поколения на полупроводниках получить такой же красивый перегруз не удалось. Важная особенность ламповых усилителей – чувствительность к динамике звука. Чем тише звучит нота и чем мягче у нее атака, тем менее перегруженной она будет в динамиках. Так можно очень красиво акцентировать отдельные ноты, быстро переходить с “грязного” звука на чистый, лишь убавив громкость на гитаре. А если усилитель на все манипуляции с гитарой отвечает одинаковое “Ж-Ж-Ж”, то, и правда, не научишься правильному звукоизвлечению.

Ламповый усилитель в компьютере – Amplitube

Но прогресс не стоит на месте. За последние 50 лет придумали кучу схем с транзисторами и микросхемами, которые так же чувствительны к динамике и отлично подражают известным ламповым усилителям, хотя ламп там нет! Вспоминается, например, знаменитая педаль овердрайва Centaur Klon, про которую говорили, что она звучит чуть ли не лучше лампового каскада. А уж цифровые технологии позволяют точно моделировать все процессы в ламповой схеме и даже “на лету” менять ее параметры – тип ламп, схему каскадов и т.д.

Звук

Когда речь идет о High End-компонентах, особенно ламповых, не всегда удается четко провести грань между «усилитель не справился» и «так и было задумано». В конце концов, аудиоинженер в мире High End — это тоже в некотором роде художник и он имеет право на свое собственное представление о том, как должна звучать система. Избежать такого рода недоразумений помогло использование в процессе тестирования двух пар акустических систем, обладающих принципиально разными характеристиками. Специфические признаки недостатка мощности и роста искажений можно было заметить на тяжелой нагрузке и на громкости выше средней, что в общем соответствует заявленным характеристикам. С крупными полочниками или напольниками средних размеров со столь же среднестатистическими параметрами мощности, импеданса и чувствительности Cayin CS-100A вполне справится.

В триодном режиме усилитель выдает красивое, тембрально насыщенное звучание с богатым верхним и средним басом. Лучше всего звучала спокойная медленная музыка, вокал, аудиофильский джаз, камерная классика малых составов. Вполне можно было получить удовольствие от ранних Beatles и Led Zeppelin. При этом попытки послушать современный рок и металл не увенчались успехом. Звучание гитар было очень густое, тягучее, округлое и не особенно агрессивное. Самый злющий металл подавался так, словно его записывали в начале семидесятых.

Переключение в ультралинейный режим производится одним нажатием кнопки и меняет картину полностью: рок, металл, танцевальная электроника сбрасывают налет винтажности и начинают звучать не менее энергично, чем на транзисторных усилителях, работающих в классе АВ. В характере остается некоторая теплота и приятная округлость басовых нот, но в весьма умеренных количествах. На медленной музыке и малых составах ультралинейный режим не столь красив и выразителен, как триодный, музыка подается более спокойно и ровно.

Предисловие

Много раз у меня возникали мысли о ламповом усилителе, но цены на фирменные аппараты из интересующего сегмента, легко переваливающие за миллион, были далеко не в моем бюджете. Был вариант попробовать авторские изделия, вот как раз к ним у меня было отношение не то чтобы пренебрежительное, но настороженное. Но случилось так, что, находясь на очередной прослушке, я был очень впечатлён звучанием авторского лампового усилителя на лампах 300В. Правда, подключен он был к АС на широкополосных динамиках, особенности звучания которых не совсем мне подходят. А когда я узнал, что автором усилителя является наш земляк, гуру лампостроения, у которого можно заказать усилитель под свои требования, окончательно утвердился во мнении, что нужно этот шанс использовать.

Забегая вперед, скажу, что я ни разу не пожалел, что ввязался в эту авантюру и результатом остался доволен. Не очень красиво «хвалить свою капусту», поэтому, постараюсь вести сдержанное, насколько это возможно, повествование. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен.

Особенности настройки

Для того чтобы выполнить настройку лампового усилителя, необходимо обзавестись специальным измерителем – мультимером, а если вы настраиваете профессиональное оборудование, то дополнительно стоит приобрести осциллограф, а также генератор звуковых частот.

Начинать настройку оборудования следует с установки параметров напряжения на катодах двойного триода, оно должно быть выставлено в пределах 1,3-1,5В. Ток в участке выхода лучевого тетрода должен находиться в коридоре от 60 до 65мА.

Все прочие перечисленные в схеме резисторы можно взять любого типа, но предпочтение лучше отдать моделям С2-14.

Так же, как и в предусилителе, базовой составляющей считается разделяющий конденсатор С3, если под рукой его нет, то можно взять пленочные советские конденсаторы К73-16 или К40У- 9, хотя они чуть хуже импортных. Для корректной работы всей схемы данные выбирают с минимальным током утечки.


О том, как сделать ламповый усилитель своими руками, смотрите далее.

Тёплые ламповые… эээ… лампы?

Справедливости ради отметим, что в местах с хреновым отоплением, но годной совковой люстрой электрические лампы накаливания дают немалую порцию тепла. Так что тёплые ламповые люстры все же имеют место быть.

Лулзов ради отметим, что «люминесцентные лампы» таки вызывают у диванных «борцов за экологию» баттхёрт: люм. лампа работает за счёт пульсирующего испускания света (примерно как монитор, причём именно ЭЛТ, но с до безопасного большей частотой), из-за чего некоторые не признают «ртутное бездушное» освещение из принципа (впрочем, такие кадры не имеют ничего против покупки лампочек уровня «LED» с сайта aliexpress.com, ибо за те же деньги можно получить «хай-тек занидорага»

Еще большего величия справедливости отметим, что среднестатистическая проводка губит ЭПРА энергосберегалок. В особо дешевых версиях ЭПРА лампа перед смертью дает разряд и вышибает пробки.

АЛСО! Немаловажно отметить, что некоторые неформальные кабаки в наших крупных городах стали включать в свои интерьеры так называемые «лампы Эдисона». Иногда и с напылением жёлтого цвета изнутри

Иногда, ради лулзов, они на самом деле энергосберегающие (с LED-элементами внутри, лол). Чаще всего сгруппированные в приличном количестве в конструкции с такими же «винтажными» латунными патронами и даже иногда подключаемые через ЛАТР путём подачи заниженного напряжения в 30-120 вольт. Зачем? Правильно — для красоты: чтобы и романтичная ламповая теплота чувствовалась, словно от камина, и слишком яркое освещение в кабаке ни к чему. Ну и, естественно, чтобы форму спиральки было видно хорошо. Стоят такие лампы (сами колбы), надо сказать, немалых сотен нефти, каждая бульбочка примерно 10 баксов за штуку, так как товар не массовый. Равно как и стимпанк-комплектующие к ним для сбора конструкций. Но — клиенты (юрлица в виде заведений общепита) довольны: по карману не бьёт, прибавляет +200 к илитности паба или бара при прочих равных, позволяет и цены на пиво повысить процентов на 10, романтика, есть жи! В общем — с лёгкостью отбивается и привлекает посетителей как загадочный фетиш из давно минувших дней.

Обзор видов

В зависимости от схемы работы устройства выделяют однотактные и двухтактные ламповые усилители.

Однотактные

Однотактные конструкции считаются более совершенными с точки зрения качества звуковоспроизведения. Простая схема, минимальное число усиливающих элементов, то есть ламп, а также короткий путь прохождения сигнала обеспечивают звучание самого высокого качества.

Однако обратной стороной является пониженная выходная мощность, которая находится в пределах 15 кВт. Это делает довольно жестким ограничение в плане выбора акустики, усилители сочетаются только с высокочувствительным оборудованием, которое доступно в акустических системах рупорного типа, а также в нескольких классических моделях, таких как Tannoy, Audio Note, Klipsch.

Двухтактные

В сравнении с однотактными двухтактные усилители звучат чуть грубее. Однако их мощность намного выше, благодаря чему становится возможным совместная работа усилителя с большим количеством современных акустических систем.

Гибридные усилители

В таком устройстве усиление по напряжению осуществляется лампами, а усиление по току возложено на транзисторы — биполярные или полевые. И не надо воспринимать усилители этого типа как половинчатые устройства, вроде как «недоделанный ламповый усилитель». Скорее, наоборот, схема гибридного усилителя сочетает многие плюсы «лампы» и «камня», будучи почти свободна от недостатков. Отсутствие выходного трансформатора, отсутствие жёстких ограничений по мощности, незначительные искажения — всё это плюсы транзисторных схем. А простота ламповых усилительных каскадов избавляет разработчиков от многих «транзисторных» проблем, в частности, проблем с устойчивостью. Минус, как будто, один: вместе с ламповым выходным каскадом исчезает «игра гармоник» и характерный ламповый почерк. Однако, благодаря предельно простому усилительному тракту, такие усилители чаще всего подкупают ясностью звучания и свободой подачи.

[править] У самоделкиных v1.1

◄ ►

Кривая поделка радиста-самоделкина

А так он припаял трансформатор

Ламповый усилитель

Представители этой категории носят громкое прозвище «радисты». Не потому, что они выходят в эфир (настоящие радисты-коротковолновики на много голов грамотнее, опытнее и опрятнее сабжей), а лишь потому, что когда-то получили радиотехническое образование в какой-нибудь провинциальной шараге, получив вместе с дипломом фантастическое ЧСВ. Понятно, что при таком раскладе само знание предмета отходит на второй план, а уж о возможности перенять опыт от товарищей по хобби и говорить нечего — «радисты» с гордо вздёрнутой головой плюют на всех, кто не разделяет их точку зрения (даже если оппонент — специалист по электронике, доктор наук и попросту увлекся звуковой аппаратурой ещё до того, как «радист» вообще родился).

Особенно хорошо в данную категорию вписываются люди, которые после получения диплома в середине 90-х устроились в догнивающие НИИ, где, сидя без работы и зарплаты, растеряли остатки своих знаний и переняли вышеописанную нищебродскую привычку ловить бугурт от просмотра рекламы Hi-End техники.

В чём-то «радисты» противоположны самоделкиным старой закалки, но по сути они одинаковы — это люди, делающие аудиотехнику не ради получения удовольствия от самого процесса, а для экономии. Результат, как правило, удручающ, и сделанные «радистом» устройства проигрывают в слепом тесте даже недорогой магазинной технике.

В результате устройства, собранные человеком, за плечами которого вроде находятся годы обучения и практики, оказываются подозрительно похожими на поделки неумехи:

  • вместо продуманного взаиморасположения модулей и блоков с учётом ЭМС и назначения — всё пихается в один объём из принципа «лишь бы влезло»;
  • вместо аккуратных и грамотно проложенных жгутов проводников, которые обеспечивают минимум взаимных наводок и удобство подключения — платы и блоки соединяются поверху незакреплёнными проводами произвольной длины и цвета (из-за чего устройство изнутри оказывается похоже на сеть безумного паука);
  • вместо творческой трассировки печатных плат с учётом ЭМС и удобства пайки — вырвиглазная автотрассировка в доисторической версии «Пикада»;
  • вместо индивидуально заказанного на заводе или самостоятельно сделанного красивого и удобного корпуса — корпус от старого советского усилителя или приёмника;
  • наконец, вместо использования качественных и наиболее подходящих для конкретного случая деталей — используются те, что можно выпаять из списанного на работе оборудования. «Радист» не подбирает детали под нужную схему — он подбирает схему, чтобы использовать в ней свой скопившийся радиохлам.

Всё это заставляет задуматься — если выпускники отечественных радио-вузов творят такое для себя любимых, то как же российская электроника вообще может выбраться из жопы?

[править] Пятиминутка объективности

Вкратце.

В пылу срачей между сторонниками и противниками ТЛЗ участники нередко забывают об очень значимом факте: важна не только передающая сторона, но и принимающая. Очень часто аудиофилы (как и спорящие с ними) не знают о тонкостях работы их личного теплого нейронного мозга, а конкретнее — о его особенностях обработки сенсорной информации. Суть в том, что мозг может не просто искажать, но достраивать куски сигнала, исходя из ожиданий индивидуума. Яркий тому пример — misheard lyrics: если в одних лишь звуках иностранной речи знакомые слова могут просто мерещится, то при наличии субтитров на русском — они слышатся уже совершенно явно. Потому и аудиофил вполне реально может слышать разницу при смене направления резистора или типа CD-R болванки, если рассказать ему о том, что такая замена-де улучшает звук. Другой вопрос, что эту разницу он может услышать, даже если ему дважды проиграть одну и ту же композицию через один и тот же комплект аппаратуры безо всяких изменений — надо лишь предварительно рассказать, что комплект был якобы модифицирован согласно всем его ночным фантазиям.

Нельзя не упомянуть и о том, что мерцающие в темноте лампы, шелест пыли на грампластинке и солидно сделанные колонки с отделкой из дерева создают очень уютную атмосферу для прослушки, улучшают настроение и расслабляют меломана — что, с одной стороны, уже улучшает субъективное восприятие музыки, а с другой — создаёт плодородную почву именно для довольно бредовых затей вроде поиска «сущностей» в радиодеталях или отслушивания различных пород дерева в корпусе усилителя, поскольку расслабленный разум более склонен к внушению.

Принцип работы

Все вышеупомянутые типы ламп в том или ином виде нашли применение в аудиотехнике. При этом пытливые умы аудиоинженеров постоянно искали пути наиболее эффективного их использования. Довольно быстро они пришли к выводу, что место включения экранирующей сетки пентода в схему усилителя — это инструмент, с помощью которого можно принципиально изменить режим его работы. При подключении сетки к катоду мы имеем классический пентодный режим, если же переключить сетку на анод — пентод начинает работать в режиме триода. Это позволяет объединить два типа усилителя в одном с возможностью смены режима с помощью простого переключателя.

Но и этим дело не ограничилось. В 1951 году американские инженеры Дэвид Хафлер и Харберт Керос предложили подключать сетку пентода совершенно иным способом: к промежуточным отводам первичной обмотки выходного трансформатора. Такое подключение является чем-то средним между чистым триодным и чистым пентодным включением, давая возможность комбинировать свойства обоих режимов.

Таким образом, с режимами ламп произошла та же история, что и с классами усиления, когда вслед за «чистыми» классами А и В появился комбинированный класс АВ, сочетающий сильные стороны двух предыдущих.

В том, что касается сочетания режимов работы ламп и классов усиления, они могут комбинироваться произвольным образом, что приводит к изрядной путанице и даже жарким спорам в рядах неофитов. Не добавляет ясности и тот факт, что разработчики ламповых усилителей в большинстве случаев указывают не класс усилителя, а принцип схемотехники: однотактный — SE (Single Ended) или двухтактный — PP (Push-Pull). В итоге, пентоды и тетроды нередко ассоциируют исключительно с классом АВ и двухтактной схемой в целом, а триод, напротив, считают синонимом класса А и сугубо однотактного включения. На самом же деле, ни что не препятствует переключить усилитель, работающий в классе А, в пентодный или ультралинейный режим, а на паре триодов можно собрать двухтактный усилитель, работающий в классе В или АВ.

Предпосылкой к неверным ассоциациям является частота использования тех или иных режимов в различных классах усиления. Триоды чаще используют в однотактных схемах и классе А. В свою очередь, пентоды и тетроды лучше подходят для работы в двухтактных схемах, хотя переключение их в триодный режим — реальная опция, встречающаяся на усилителях, работающих в классе АВ, и не имеющая ровным счетом никакого отношения к классу А.

Немного истории

Как известно, в 1905 году, в процессе экспериментов с лампами накаливания, Эддисоном случайно был изобретен диод.

     


А уже через год, добавив в лампу третий электрод (управляющую сетку), был изобретен триод или электронная усилительная лампа. Это и положило начало ламповой эпохи.

Огромную популярность лампы приобрели через 30 лет после изобретения. Их популярность длилась, начиная с 1935 года и вплоть до 1951 года.

Параллельно с лампой шли разработки полупроводникового триода (транзистора). И, когда 1951 году началось массовое производство транзисторов, лампа постепенно стала терять позиции.

Результаты измерений

Результаты измерений представлены на осциллограммах ниже.

Реакция усилителя на импульсный сигнал показывает его хорошую устойчивость и малое время нарастания фронтов:

(Увеличение по клику)

Частота среза составляет около 140  кГц  при спаде -1дБ. Уровень искажений при уровне сигнала 1 В меньше чем 0,03%. Спектральное распределение гармоник и шумов представлены на спектрограммах:

(Увеличение по клику)

Обратите внимание, что в спектре доминирует вторая гармоника. При этом её уровень ниже -70 дБ, что исключает «бархатистый» окрас (свойственный ламповым усилителям, так называемый, тёплый звук) сигнала. Задача любого усилителя — усиливать сигнал, не внося в него каких-либо изменений.Этот усилитель с этим справляется отлично!. Общий уровень шумов усилителя до регулятора громкости составляет -90 дБ

Общий уровень шумов усилителя до регулятора громкости составляет -90 дБ.

На графике показана АЧХ при включенной цепи НЧ-коррекции:

(Увеличение по клику)

Обратите внимание на низкое влияние коррекции на АЧХ и ФЧХ усилителя. Темброблок Бэксандэла (довольно классическая схема) имеет гораздо большее влияние на выходной сигнал

Детали конструкции.

Резисторы: R1, R2, R5, R6, R9. R10, R13, R14: подбираются по необходимой чувствительности входов (или перемычки) R3, R4, R7, R8, R11, R12, R15, R16, R17, R18: 470 кОм / 0,5 Вт / 1% R19, R20: 47кОм/1/0,5Вт/1% R21, R22: 150 кОм / 2 Вт/ 5% R23, R24: 100 кОм/2 Вт / 5% R25, R26: 47 кОм/2 Вт / 5% R27, R28: 1,2кОм/1/0,5Вт/1% R29, R30: 360 кОм /0,5Вт/ 1% R31, R32: 220 кОм / 0,5 Вт / 1% R33 1 кОм/2 Вт/ 5%

Конденсаторы

C1, C2: 1мкФ/50 В / 5 мм, C3, C4: 1 мкФ / 250 В / 5 мм, C5, C6: 0,1мкФ/50 В/ 5 мм C7, C8: 100мкФ/ 6,3 В/ 3, 5 мм, С9, С10: 470 нФ / 400 В / 15 мм C11, C12: 3,3 нФ / 100 В / 5 мм C13: 10 мкФ/400 В/ 5 мм

Разное:

Лампа: V1, V2 — 6Ж32П (EF86) Диоды:  D1 -1N4007 Переменный резистор: P1- 100 кОм (Log/ALPS) Реле:  K1, K2 —  SIL / Meder SIL12-1A72-71L Галетный переключатель: S1 —  5P/2C /Lorlin PT6422 Тумблер: S2 — NKK B12AH Разъёмы: RCA (сдвоенный) — 2шт., RCA (одинарный) — 1шт.

Как выбрать?

В наши дни промышленность предлагает множество устройств лампового типа, в продаже можно найти бестрансформаторные и гибридные модели, трехполосные и двухполосные, низковольтные, модели низкой звуковой частоты, предназначенные для дома и для профессионального использования.

Для того чтобы подобрать оптимальный ламповый усилитель для колонок, необходимо обратить внимание на определенные факторы

Мощность

Для решения задач, стоящих перед ламповым резистором, подходящим параметром мощности будет уровень в 35 Вт, хотя многие любители музыки только приветствуют увеличение параметра до 50 Вт.

Частота

Оптимальным считается диапазон от 20 до 20000 Гц, поскольку он характерен для человеческого слуха. На сегодняшний день на рынке практически все ламповые устройства имеют именно такие параметры, в секторе Hi-End непросто отыскать оборудование, которое не доходило бы до этих значений, тем не менее, приобретая ламповый усилитель, обязательно проверьте, в каком именно частотном диапазоне он может звучать.


Гармонические искажения

Параметры гармонических искажений имеют принципиальное значение при выборе устройства. Желательно, чтобы величина параметра не превышала 0,6%, а если говорить в целом, то чем меньше будет это значение, тем более качественный звук вы получите на выходе.

Конечно, цена на такие высококачественные изделия становится несопоставимо более высокой в сравнении с моделями конкурентов, но для многих меломанов стоимость зачастую является второстепенным вопросом.

Отношение сигнала к шуму

Большинство ресиверов поддерживают отношение сигнала к уровню шума в пределах 90 дБ, принято считать, что чем больше этот параметр, тем лучше работает система. Некоторые производители даже дают такие отношения, в которых сигнал относится к шуму с показателем 100.

Поддержка коммуникационных стандартов

Это важный показатель, но все же второстепенный, на него можно обратить внимание лишь том случае, если по всем перечисленным выше показателям имеются прочие равные параметры. Ну и, конечно же, при покупке лампового оборудования большую роль играют некоторые субъективные факторы, например, дизайн, качество сборки, а также эргономика и уровень звуковоспроизведения

В этом случае покупатели выбор делают, исходя из своих личных предпочтений

Ну и, конечно же, при покупке лампового оборудования большую роль играют некоторые субъективные факторы, например, дизайн, качество сборки, а также эргономика и уровень звуковоспроизведения. В этом случае покупатели выбор делают, исходя из своих личных предпочтений.

При выборе параметров выходной мощности обязательно учитывайте габариты помещения. К примеру, в комнате 15 кв. м будет более чем достаточно мощностных характеристик в 30-50 Вт, а вот более просторным залам, особенно если вы планируете использовать усилитель с парой колонок, нужно техника, в которой мощность составляет 80 Вт.

Принципиальная схема

Схема предварительного усилителя показана на рисунке:

(Увеличение по клику)

Один из четырёх входов выбирается галетным переключателем S1. На схеме не указаны номиналы резисторов R1, R5, R9, R13, они выбираются, исходя из требуемой чувствительности входа. Входное сопротивление усилителя составляет 50 кОм. Относительно низкое входное сопротивление лампы за счёт отрицательной обратной связи уменьшается ещё больше. Потому входное сопротивление схемы определяется в основном номиналом резистора R19.

Собственное усиление лампы 50, за счёт обратной связи уменьшается до 6,5. Собственные искажения лампы за счёт ООС снизились до 0,03% при амплитуде сигнала 1В на выходе.

Обратите внимание, что собственный шум лампы, за счёт обратной связи не уменьшается, но при выбранных режимах получаются очень низким: отношение сигнал / шум превышает 90 дБ. В цепь обратной связи добавлена RC-цепь, чтобы компенсировать потерю усиления на низких частотах, которая обычно возникает из-за недостаточного объёма помещения прослушивания

Как  указывалось в начале статьи, подъём составляет 3 дБ для частот ниже 100Гц

В цепь обратной связи добавлена RC-цепь, чтобы компенсировать потерю усиления на низких частотах, которая обычно возникает из-за недостаточного объёма помещения прослушивания. Как  указывалось в начале статьи, подъём составляет 3 дБ для частот ниже 100Гц.

Если подобная функция вам не нужна, элементы C11-C12, D1, K1-K2 можно не устанавливать, а резисторы R31-R32 заменить перемычками.

Установка регулятора громкости на выходе предварительного усилителя является оптимальной для минимизации соотношения сигнал / шум. При этом риск ввести каскад в режим ограничения исключён, так как для получения максимальной амплитуды сигнала на выходе в 30 В нужен входной сигнал амплитудой 4,6В! (редкий источник способен выдать)


С этим читают