Полеты без разрешения (планируемые изменения в законе)

Комментарий к статье 271.1 УК РФ

1. Объект преступления — законодательно установленный порядок использования воздушного пространства России, под которым понимается пространство над территорией РФ, в том числе над внутренними водами и территориальным морем. В отношении воздушного пространства Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом (ст. 1 Воздушного кодекса РФ).


2. Объективная сторона выражается в использовании воздушного пространства России без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ. Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138, установлены разрешительный и уведомительный порядки его использования. В первом случае пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) при наличии разрешения на использование воздушного пространства, выданного главным, зональным или районным центром Единой системы организации воздушного движения РФ.

Разрешение на использование воздушного пространства РФ при выполнении международного полета выдается на основании представленного плана полета и одного из документов, указанных в ст. 120 Федеральных правил (например, международного договора РФ; разрешения, выдаваемого Правительством РФ, на выполнение международных полетов воздушных судов иностранных государств, с которыми Российская Федерация не имеет дипломатических отношений, а также на выполнение международных полетов экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации).

3. Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения. Этот порядок устанавливается в отношении использования воздушного пространства класса G, т.е. верхнего и нижнего воздушного пространства, где не предполагается диспетчерское обслуживание или не осуществляется управление полетами воздушных судов. Пользователи, осуществляющие полеты в воздушном пространстве указанного класса, уведомляют соответствующие органы обеспечения воздушного движения (управления полетами) в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.

По смыслу ст. 271.1 нарушение уведомительного порядка использования воздушного пространства РФ не образует состава рассматриваемого преступления.

Ответственность за столкновения с воздушными судами и материальными объектами в воздухе, с препятствиями при выполнении полетов несет командир воздушного судна по другим статьям УК в зависимости от наступивших последствий.

4. Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека или его смерти. Указанные последствия должны находиться в причинной зависимости с допущенными нарушениями правил использования воздушного пространства.

При отсутствии указанных последствий нарушение использования воздушного пространства образует административно-правовой деликт (ст. 11.4 КоАП РФ).

5

Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности

6. Субъект преступления специальный — пользователь воздушного пространства, под которым понимается лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (ст. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации).

7. Причинение смерти двум и более лицам охватывается ч. 2 ст. 271.1.

Как отправить заявление?

Предоставить заявление в ФАВТ можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно или через курьерскую службу
  2. Почтовое отправление
  3. Портал Госуслуг
  4. Портала учёта БВС

По завершению процесса постановки на учёт, беспилотнику будет присвоен учётный номер.

Цитата: «Пункт 28 Правил. Учётный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном настоящими Правилами, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полётов».

Подытожим: После предоставления указанной выше информации о регистрируемом беспилотнике в Федеральное агентство воздушного транспорта, одним из доступных способов, устройству будет присвоен учётный номер, который должен будет находиться на борту БВС на время выполнения полётов.

Бланк заявления

Заявления о постановке БВС на учёт:

  • Заявление о постановке БВС на учёт (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
  • Заявление о постановке БВС на учёт (для юридического лица).
  • Заявление о постановке БВС на учёт (для индивидуального предпринимателя).

Рекомендательные требования к фото БВС.

Фотография БВС должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Размер БВС, изображенного на фото, должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции БВС. Ракурс съёмки, должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС, позволяющий провести его идентификацию.

Видеозапись онлайн семинара: Обзор новой версии системы предоставления планов полётов по сети интернет (СППИ) от 14.06.2020

Спикер: функциональный архитектор модернизируемой СППИ Иван Жаднов

Из вебинара вы узнаете: — Кто работает над проектом — Что в системе СППИ должно быть по-другому (спойлер: одно окно для планирования, подготовки и выполнения полетов) — Как выглядит интерфейс новой платформы для: пилота АОН, операторов посадочных площадок, операторов БВС, диспетчеров авиакомпаний — О защите данных пользователя СППИ — Когда начнет работать новая система — Услуга оповещение по СМС принят ваш план полёта или отклонен: насколько возможна данная функция в новой СППИ


Свои предложения по улучшению СППИ вы можете направить разработчикам на почту: i.zhadnov@vega-tech.ru

Материалы, использованные в вебинаре, можно найти тут.

Видеозапись онлайн семинара: Cовершенствование аэронавигационного обслуживания пользователей АОН от 31.05.2020

Спикер: Начальник Главного Центра ЕС ОрВД Алексей Буевич

Из семинара вы узнаете:  — о структуре Госкорпорации по ОрВД и ее роли в управлении воздушным движением — о планах по реформированию региональных центров и новом СППИ (спойлер: который ожидается уже этой осенью!)  — о том, как обратиться со своей проблемой к Госкорпорации по ОрВД — о том, что происходит в случае нарушения ИВП (спойлер: не всегда что-то происходит) 

А также: о новой структуре ВП в Московской зоне, об отклонениях от маршрута в классе G и радиопокрытии на посадочных площадках и аэродромах в классе С.  Все вопросы, которые Алексей Буевич взял на дальнейшую проработку, мы  ему передали. Будем держать вас в курсе!

Материалы, использованные в вебинаре, можно найти тут.

Комментарии к ст. 14 ВЗК РФ

В соответствии с комментируемой статьей организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя: установление структуры воздушного пространства; планирование и координирование использования воздушного пространства; обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства; организацию воздушного движения (обслуживание (управление) воздушного движения, организация потоков воздушного движения); организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения; контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства и органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 67 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, обслуживание (управление) воздушного движения осуществляется центрами Единой системы организации воздушного движения и органами пользователей воздушного пространства в процессе выполнения суточного плана использования воздушного пространства и включает в себя полетно-информационное обслуживание, консультативное обслуживание, диспетчерское обслуживание воздушного движения, а также аварийное оповещение.

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. N 605 «О государственном регулировании и организации воздушного пространства Российской Федерации» утверждено Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации.

Единая система организации воздушного движения Российской Федерации предназначена для обеспечения безопасного, экономичного, регулярного воздушного движения и другой деятельности по использованию воздушного пространства Российской Федерации в интересах граждан, экономики, обороны и безопасности государства, а также обслуживания воздушного движения (управления полетами) над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации.

Единая система состоит из формируемых Правительством РФ, Министерством обороны РФ и Федеральной авиационной службой России (Федеральным агентством воздушного транспорта) соответствующих военных и гражданских органов, функционирующих на основе единой нормативной правовой базы и четкого распределения ответственности за организацию использования воздушного пространства.

Ответственность за функционирование военных и гражданских органов Единой системы возлагается соответственно на Министерство обороны РФ и Федеральное агентство воздушного транспорта.

Решения органов Единой системы в пределах их компетенции являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства.

Единая система имеет стратегическое значение для безопасности государства, и ее деятельность в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации не подлежит ограничению или прекращению.

Права и взаимоотношения органов Единой системы, в том числе с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства, определяются Федеральными правилами использования воздушного пространства, Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации и положением об оперативных органах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Деятельность органов Единой системы и правила организации использования воздушного пространства в особый период определяются специальным положением.

История беспилотных летательных аппаратов / БПЛА

Неважно то, что сегодня мы речь ведем о беспилотниках, история этих аппаратов начинается скорее на воде чем в воздухе. В конце XIX века, если быть точными, то в 1899 году, небезызвестный изобретатель, физик и инженер Никола Тесла сконструировал и продемонстрировал общественности первый в мире радиоуправляемый кораблик, что не осталось незамеченным в ученой среде и дало свой толчок развитию сферы управляемых объектов

Несмотря на общий посыл Николы Тесла, следующим «беспилотником» оказалось не судно, а самый обыкновенный летательный аппарат. Военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг в 1910 году, вдохновленный успехами братьев Райт, предложил создать летательный аппарат управляемый не человеком, а часовым механизмом, который в определенное время сбрасывал свои крылья и падал на врага. Удивительно, но, несмотря на инновационную и экстравагантную идею, Кеттерингу дали зеленый свет и с помощью финансирования из армии США ему удалось создать несколько рабочих моделей. Увы, после нескольких испытательных полетов, прошедших с переменным успехом, проект по не многу сошел на нет и в боевых действиях во время Первой Мировой войны разработка участия не принимала.


DH.82B Queen Bee – БПЛА-мишень

Впрочем, по-настоящему прорывным для беспилотников XX века стал 1933 год, который официально считается родоначальником всех дальнейших разработок. Именно в этот год, силами инженеров Великобритании был разработан первый БПЛА, который, к слову сказать, был ко всему прочему многократного использования. Проект получил название DH.82B Queen Bee, и представляли собой отреставрированные модели бипланов Fairy Queen, которыми дистанционно управляли с корабля по радио. И именно этому беспилотнику было суждено стать самолетом-мишенью для будущих асов и зенитчиков. DH.82B Queen Bee служил ВВС ее Величества с 1934 года по 1943.

Естественно, мимо подобного новшества во время Второй Мировой войны не могли пройти мимо ни Германия, ни СССР, ни США. Так, например, Германия использовала управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, которые успешно показали себя во время ведения боевых действий в Средиземном море, однако в массовое производство суждено было попасть не им, а «самолету-снаряду» ракете Фау-1, а с 1942 года, Фау-2. А вот в СССР времен Второй Мировой проектируемым конструкциям воплотиться в реальность не удалось, несмотря на попытки авиаконструктора Василия Никитина. Именно его стараниями существовал проект беспилотной летающей ракеты, чья дальность полета составляла от 100 км и более при скорости в 700 км/ч, но как уже говорилось, проект остался лишь на бумаге. Впрочем, в 1941 году СССР был успешно применен тяжелый бомбардировщик ТБ-3 в качестве беспилотного самолета для подрывов мостов.

Немецкая Фау-1

А вот США пошли по стопам Великобритании и запустили в массовое производство беспилотники Radioplane QQ-2, которые использовали как самолеты-мишени. Более того, за время Второй Мировой, фирма Radioplane создала для ВВС США почти 15 тысяч подобных БПЛА, в том числе модели QQ-3 и QQ-14. Интересно, что авторство данных беспилотников принадлежит Дени Ридженатальту, который в 30-ых года XX века был преуспевающим актером и по происхождению являлся британцем. Однако позже проявил интерес к радиоуправляемым моделям, а в 1934 году открыл свой магазин в качестве хобби. Однако наиболее успешной разработкой США можно считать беспилотный ударный бомбардировщик Interstate TDR-1, который сравним лишь с Фау-1 и может считаться первым в мире беспилотным летательным аппаратом подобного типа и специализации. По 1944 год было выпущено несколько модификаций TDR-1: XTDR-1, TDR-1, XTD2R-1, XTD3R-1, XTD3R-2, TD3R-1. Однако, несмотря на обилие модификаций, в серийный выпуск попали лишь сам TDR-1 – более 180 штук и TD3R-1 – заказ в 40 штук, который, впрочем, позже был отменен.

Модель американского Interstate TDR-1

Несмотря на то, что после Второй Мировой войны БПЛА так или иначе активно использовались лишь США и СССР, на данный момент ведущим лидером в разработке и применении беспилотников считается именно США. Достаточно сказать лишь то, что в 2012 году беспилотные летательные аппараты, состоявшие на вооружении ВВС США, составили 7494 штук, в то время как пилотируемых аппаратов насчитывается почти 11 тысяч.

В данный момент по значимости развития технологий в данной сфере необходимо отметить не только США, но и Россию, Израиль, а так же Великобританию, расширившую свой парк беспилотных летательных аппаратов в марте 2014 года.

Как пройдет онлайн-голосование

Электронное голосование по внесению изменений в Конституцию начнется 25 июня в 10:00. Отдать свой голос можно на специальном портале. Для этого нужно авторизоваться с помощью учетной записи mos.ru или gosuslugi.ru и открыть страницу электронного бюллетеня. Доступ к нему появится после введения кода, который придет в СМС на номер, указанный в личном кабинете.

Онлайн-голосование продлится до 20:00 30 июня, в этот день электронные бюллетени можно будет получить до 19:59.

Узнать больше об участии в электронном голосовании можно по телефону горячей линии: +7 (800) 222-55-52 или написав на электронную почту: info@2020og.ru.

Голосование по внесению изменений в Конституцию России будет проходить с 25 июня по 1 июля. Проголосовать можно онлайн, подав заявку на участие в голосовании на дому, а также на избирательном участке по месту постоянной регистрации или по месту фактического проживания.

Видеозапись онлайн семинара: Как стать частным пилотом? Где этому учат и как? Семинар от «С 7 Тренинг» от 12.07.2020

Спикер: Директор АНО ДПО «С 7 Тренинг» Михаил Лебедев.

Из семинара вы узнаете:

— Кто такой частный пилот и как им стать. — Как и зачем старую «стандартную» программу, доставшуюся по наследству от отечественной школы времен СССР, «С 7 Тренинг» переделал в новый подход к обучению на частного пилота, основанный на опыте других стран и соответствующий современным реалиям. — Особенности новой программы и ее преимущества для слушателей АУЦ. — Об инфраструктуре АНО ДПО «С 7 Тренинг», сроки обучения и стоимость. А еще ответы на вопросы слушателей!

Материалы, использованные в вебинаре, можно найти тут.

АОН/План полета


В Википедии имеется статья по теме «План полёта»

В настоящее время в России требуется подавать план на любой полет. Даже в классе Гольф (некоторое время назад этого не требовалось).

Основной способ подачи плана полёта — через веб-сайт ivprf.ru (СППП) принадлежащем Госкорпорация по ОрВД. Еще один вариант веб-сервис eurofpl.eu. Также план может быть подан по телефону. Доступ к сайту ivprf.ru осуществляется по логину и паролю, который может быть получен владельцам с-в пилотов (автоматически при вводе реквизитов свидетельства), а также другим лицам по запросу в Госкорпорацию. О всех способах подачи плана написано тут АОН/План полета/Подача.

В целом процедура подачи плана не очень сложная, но может быть осложнена отсутствием интернета в месте вылета, неоперативной реакцией диспетчеров и т.п.

План полёта на сайте ivprf.ru

Пример плана полета в текстовом виде:

(FPL-AC9350-VG -P28A/L-U/N -UUCK1100 -К0180М0030 5952N02942E ZZZZ 5952N02922E ZZZZ 5951N02914E -UUML1050 UUMR -STS/23 PAP/LENINO5948N02926E0020,STALINO5956N02929E0010 DOF/180118 REG/RА07222 EET/UUWW0002 UUEE0010 OPR/АОН RМК/АОН ФИО СИДОРОВ МИН/150 2.0 ПСО/МИ8 РЕГ РА01780 ТЛФ 89633157722)

При подаче плана действуют определенные ограничения:

  • План нельзя подать позже чем за 30 минут до начала полета. План нельзя подать раньше чем за 5 суток до полёта.
  • При задержке вылета на час (который проходит в классе Гольф), он должен быть подан заново или изменен. Для контролируемого ВП этот срок — 30 минут.

ФАП-293:

3.7.1. В случае задержки на 30 минут после расчетного времени выполнения контролируемого полета или на один час выполнения неконтролируемого полета, в отношении которых представлен план полета, соответственно, этот план полета должен быть изменен или представлен новый план полета, а прежний план полета аннулирован в зависимости от того, что применимо.

Заполнение самой формы производится согласно табеля сообщений. Все должно быть заполнено латинскими буквами, за исключением поля 18.

План может быть составлен как вручную (основной способ), так и при помощи стороннего ПО, например, веб-сервиса fpln.ru (но формализация плана там доступна только платным пользователям).

План может подаваться с любого аккаунта системы ivprf. В поле OPR не обязательно указывать пилота, достаточно «AON».

В ряде крупных аэроклубах и на некоторых аэродромах есть штурмана, за деньги подающие планы и сопровождающие его. Особенно это свойственно для вертолетных клубов, а также для дальних перелетов, где количество планов может быть большое и сложные маршруты.

Видеозапись онлайн семинара: Как стать частным пилотом? Где этому учат и как? Семинар от «Аэро Регион Тренинг» от 05.07.2020

Спикер: руководитель отдела теоретической подготовки АУЦ «Аэро регион тренинг» Арина Верстова

Арина Верстова подробно рассказала о том:

— Как выбрать учебный центр для обучения на пилота. (Спойлер: важно проверить выбранный центр на наличие лицензий на сайте Росавиации — https://favt.ru/dejatelnost-letnaya-ekspluataciya-aviacionnie-ushebnie-centry/?id=2394) — С какого возраста можно начать обучение на частного пилота и до скольки лет возможно это сделать. — Каким набором знаний и навыков обладает пилот, получивший свидетельство частного пилота. — Стоимость обучения в АУЦ «Аэро регион тренинг» на самолеты: Tecnam P2002 JF (Италия), Cessna 172 (Америка).

А так же ответы на самые распространенные вопросы тех, кто хочет начать обучение.


С этим читают