Обзор fiio x1

Упаковка и комплект поставки

Мой Fiio X1 является предсерийным образцом не для продажи, поэтому приехал ко мне в абсолютно белой коробке, но по форме понятно, что будет использоваться упаковка последней версии: плоская квадратная коробка по габаритам чуть меньше компакт-диска и толщиной около 1 сантиметра. На коробке традиционно имеется скретч-участок с кодом для проверки вашего устройства на оригинальность.


Внутри вы найдете плеер, сразу помещенный в черный силиконовый чехол (хороший шаг, так как полупрозрачный чехол, который использовался Fiio раньше, смотрится хуже), USB-кабель и пару запасных защитных пленок для экрана (еще одна уже наклеена).

Совместимость

Конечно, 70 милливатт — не самая высокая мощность, впрочем, для бюджетного плеера, ориентированного на IEM, этого более чем достаточно. Околонулевой выходной импеданс позволяет ему неплохо работать и с многодрайверами, как чисто арматурными, так и гибридными. Ожидаемо хорошо плеер сочетается с Fiio EX1, также неплохи модели от Trinity Audio и другие однодрайверные динамы.

Жанрово плеер всеяден, но стоит понимать, что для полноценного раскрытия сложных стилей типа прогрессив-метала или, например, оркестровой классики нужны устройства совсем другого уровня цены. К плохим записям плеер толерантен, по 10-балльной шкале «придирчивости» я бы дал ему чуть меньше 6 баллов.

Как обычно, несколько треков в роли примера

Uriah Heep — Beautiful Dream «Типичная» песня хипов — хоровая подпевка, интересный риф, солирующий синтезатор, броская мелодия, все, за что мы любим группу. Плеер вполне справляется с передачей нюансов трека, реалистично передавая и гитарные партии, и лиричное пение.

Orphaned Land & Amaseffer — Akeda Как же я давно ждал новый альбом Amaseffer. Пусть даже новый альбом это в основном работа других гениев израильской прог-сцены Orphaned Land, влияние Erez Yohanan тут чётко слышно. Удивительная смесь сложных прогрессивных партий и ближневосточной музыки, в сочетании с классической библейской историей, дают однозначный хит. Fiio X1-II, конечно, не идеальный плеер для подобного материала, но он раскрывает его на очень пристойном уровне.

Leonard Cohen — Treaty Вы хотели потемней? Леонард Коэн выдаст вам порцию столь вожделенной темноты. Несмотря на очень преклонный возраст, голос этого выдающегося творца звучит все так же, как много лет назад. Аллилуйя! У нас есть ещё один альбом для долгих зимних ночей, когда единственное, что согревает, — это холодный виски в бокале и голос в наушниках. Новинка от Fiio хорошо справляется с треком, предавая все тембральное многообразие вокала.

Дизайн и управление

Второе поколение по дизайну является почти полной копией X1, старший брат чуть толще, чуть тяжелей и сделан полностью из металла (у X1 задняя крышка была пластиковой). Также X3-II получил новый цвет, темно-серый графитовый, как у Fiio E12A. В общем, шаг очень разумный, поскольку дизайн X1 был уже близок к идеалу, и отступать от него в поисках чего-то «более лучшего» смысла мало. Размеры плеера очень компактны, все конкуренты схожего уровня — крупней, эргономика удобна, им можно управлять с помощью одной руки, а кроме того — многие аксессуары X1 будут совместимы с новым X3 (кроме, пожалуй, чехлов, тут скажется увеличенная толщина).

Тем не менее, над управлением в Fiio поработали, и колесо, на котором построен весь интерфейс, в новом поколении X3 стало лучше, чем у предшественников, меню более точно отзывается на вращение (хотя погрешности все-таки бывают), это пошло на пользу восприятию интерфейса.

На верхней панели расположились два выхода, наушниковый и линейный, совмещенный с коаксиальным (выбрать один из двух можно в меню), хорошо, что в X3-2 не стали повторять опыт X1 и совмещать выход на наушники с линейным. На левой панели расположились кнопки управления громкостью и выключения/блокировки. Нижняя панель содержит MicroUSB-разъем, наверняка совмещенный с док-коннектором для будущих устройств. На правой панели размещен слот для MicroSD-карт. Плеер поддерживает карты до 128 ГБ и собственной памяти не имеет.

Передняя панель также знакома по X1, вверху находится неплохой по меркам плееров экран, под ним — колесо управления с вписанной в него кнопкой и 4 дополнительные кнопки, расположенные по диагонали. Две нижних отвечают за переключение треков и перемотку, верхняя правая служит для возврата в меню, левая верхняя открывает подменю в режиме воспроизведения. Экран такой же, как в X1 (точнее, лучше, поскольку в новых X1 экран стал чуть хуже из-за нехватки комплектующих), разрешение и углы обзора хороши, а вот яркости на прямом солнце не хватает. Надеюсь, кто-то из производителей плееров пойдет на смелый шаг и начнет использовать LCD или eInk-экраны в своих устройствах, ведь для музыкального плеера больше не надо.

Интерфейс простой и уже привычный по предыдущим моделям Fiio. Главное меню состоит из 5 пунктов: возврат на экран воспроизведения, просмотр библиотеки, просмотр содержимого карточки, настройки воспроизведения и настройки плеера.

Экран воспроизведения продуман и удобен, показывается обложка альбома и краткая информация про текущий трек. Нажатие левой верхней кнопки открывает подменю, в котором можно добавить трек в избранное или плей-лист, удалить его или изменить порядок воспроизведения.

Библиотека музыки позволяет просматривать содержимое вашей карты, упорядоченное по альбомам, исполнителям и жанрам. Тут же можно посмотреть избранное, плей-листы и все файлы одним списком.

Если у вас беспорядок в тегах и библиотека не справляется, на помощь придет просмотр карты по папкам, третий в меню.

В настройках воспроизведения можно выбрать режим повтора, включить запоминание текущего трека и позиции в нем, включить проигрывание без пауз, выбрать предел громкости и сохранение выбранного ее уровня, переключить коэффициент усиления, настроить баланс и 10-полосный эквалайзер. Тут же можно включить режим, при котором плеер в процессе воспроизведения, исчерпав текущую папку, переходит к следующей по списку. Сразу отмечу, что эквалайзер программный, поэтому звук с ним меняется не в лучшую сторону, так что я противник использования данной возможности. Это присуще всем китайским плеерам, Fiio тут не исключение.

В компании хорошо оптимизировали энергопотребление, поэтому от 1 заряда плеер работает удивительно долго для своего размера. В тестах у меня получилось 11 часов 20 минут. В плеере реализован режим глубокого сна, поэтому в простое X3-2 потребляет батарею сильно меньше обычного, так что его можно даже не выключать, это очень удобная возможность, позволяющая «пробудить» плеер за долю секунды и сразу наслаждаться любимой музыкой.

Технические характеристики

Общие

  • Процессор: RK3188 @ 1,4 ГГц, 4 ядра
  • ОС: Модифицированный Android 4.4.4
  • ЦАП: ES9018S
  • Wi-Fi: 802.11 b/g/n
  • Bluetooth: V4.0 + EDR
  • Экран: 3,97″ IPS TFT, сенсорный (до 5 касаний одновременно)
  • Разрешение: 480 × 800 (233 ppi), 16,7 млн цветов
  • Углы обзора: 178°
  • Сенсоры: света, акселерометр
  • ОЗУ: 1 ГБ
  • ПЗУ: 32 ГБ (доступно пользователю около 27 ГБ)
  • Карты памяти: MicroSD до 128 ГБ
  • Батарея: 3500 мА/ч
  • Время работы на одном заряде: до 9 часов (с IEM усилителем и наушниками на 32Ω)
  • Время зарядки: <4,5 ч при использовании 2А зарядного устройства
  • Материал корпуса: алюминий
  • Размеры: 130 мм × 64 мм × 16,6 мм
  • Вес: 220 г
  • Поддерживаемые форматы DSD: DSD64/DSD128 («iso», «dsf», «dff»), DXD: 352.8K
  • Поддерживаемые lossless форматы: APE до 384/24, APE Extra High до 192/24, APE Insane до 48/24, ALAC до 384/24, AIFF до 384/24, FLAC до 384/24, WAV до 384/64, WMA LOSSLESS до 96/24
  • Поддерживаемые lossy форматы: MP2, MP3, AAC, ALAC, WMA, OGG

Параметры линейного выхода

  • Общие гармонические искажения + шум: <0,0007% (10KΩ, 1 кГц)
  • Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц
  • Разделение каналов: >100 дБ (10KΩ, 1 кГц)
  • Соотношение сигнал/шум: ≥115 дБ
  • Уровень сигнала: >1,4 Vrms (10KΩ, 1 кГц)

Параметры IEM усилителя

  • Выходная мощность (@ 1 кГц): 200 мВт @ 16Ω, 100 мВт @ 32Ω, 10 мВт @ 300Ω
  • Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц
  • Соотношение сигнал/шум: ≥115 дБ
  • Выходной импеданс: <0,2Ω
  • Разделение каналов: >73 дБ (32Ω, 1 кГц)
  • Общие гармонические искажения + шум: <0,0008% (32Ω, 1 кГц)
  • Пиковое выходное напряжение: >5,2 Vp-p
  • Максимальный выходной ток (приблизительно): >250 мА

Упаковка и комплект поставки

Коробка, побывавшая у меня на обзоре, еще не окончательная, даже полиграфия на ней гласит про Fiio X3K, что явно будет изменено, но не в названии суть. Бокс — стандартный для Fiio, с красно-черным принтом и черной коробкой из плотного картона внутри. На коробе есть стикер, соскоблив с него защитный слой, вы можете узнать код проверки подлинности. Введите его на сайте Fiio, и вы узнаете, оригинальное ли у вас устройство. Вряд ли кто-то возьмется подделывать X3, но с моделями попроще прецеденты были.

В коробке находится все необходимое для работы, помимо самого плеера вы получите: несколько защитных пленок на экран (одна уже наклеена с завода), силиконовый чехольчик, MicroUSB-кабель, кабель для коаксиального выхода, три набора наклеек для кастомизации плеера и разные инструкции с гарантийными талонами. В общем, все, что можно пожелать, в комплекте есть.

Совместимость


Естественно, плеер весьма универсален в плане подбора наушников, впрочем, его интересная подача предполагает две основные стратегии. Либо вам нравится эта текучесть и вы хотите её подчеркнуть, либо же вы хотите её использовать для укрощения более резких и злых наушников. Кто там хотел Audio-Technica MSR-7, но с меньшим холодом на ВЧ? А кому нравятся детальные однодрайверные арматуры, но не их сухость на ВСЧ? Кстати, я ни на что не намекаю, но Campfire Audio Orion подходят к чёрной модели X5-3 даже по внешнему виду. Да, учтите, что плеер с чувствительными IEM шумит, но об этом я уже писал выше. Кстати, ещё один способ борьбы с шумом — использование усилителя, например «бутерброд» с A5 получается очень даже вкусным.

По стилям плеер также универсален, но всё упирается в предпочтения слушателя. Если, скажем, джазу, подобная подача подходит блистательно, а Элла и Луис просто стоят и поют рядом с вами, то, например, true colden norsk metal звучать смягчённо не может. Люди всё-таки старались, записывали расстроенные гитары на двухдорожечный магнитофон в чаще дремучего леса, а вы их — в плеер, добавляющий звуку музыкальности. Это же полный конформизм и не тру. Впрочем, симфонический метал, например, очень даже выигрывает от подобной подачи, оркестр обретает массивность и внушительность. А некоторые стили типа ambient или, скажем, регги, можно просто открыть для себя заново. К качеству записи, как ни странно, плеер весьма критичен, где-то на 8,5 баллов по 10-балльной шкале.

Несколько треков для примера

Ling Ren — The Singer Sing. Отличнейший пример адаптации восточной музыки под слух европейцев и примкнувших к ним остальных бледнолицых варваров. Филигранная работа и вокалистки, и музыкантов, и, естественно, звукорежиссёра дают в результате «аудиофильский» по качеству трек, который при этом не скучно слушать. X5-3 хорошо справляется с ним за счёт мелодичной подачи, подчёркивающей непривычный звук инструментов.

Judas Priest — Painkiller. Простите меня, любители узнавать из моих обзоров о новой музыке, в этот раз надо включить в подборку этот трек, поэтому что он чётко ложится в манеру подачи плеера. Начнём с того, что он весьма отвратненько записан и сведён, поэтому на очень многих источниках и наушниках звучит как бормашина в руках пьяного эквилибриста. Но именно критичный к качеству записи X5-3 умудряется отыграть этот трек с нужным драйвом и чуть придавить то буйство странности, что творится в этой записи на ВЧ.

Pat Metheny & Lyle Mays — As Falls Wichita, so Falls Wichita Falls. Мы все привыкли, что джаз — это или классические записи с духовыми инструментами и в крайнем случае роялем, или современные скандинавы, меланхолично изливающие тоску по солнцу длинными полярными ночами. Но бывают в мире джаза и необычные работы, такие как этот плод коллаборации двух известнейших музыкантов. Обволакивающая, сложная музыка, срывающаяся порой в атональность, не просто завораживает, а дарит более трансцендентные ощущение. Ко всему этому обилию перкуссий очень хорошо подходит и X5-3 с его чуть смягчённой подачей ВЧ.

Упаковка и комплект поставки

Коробка явно улучшена по сравнению с маленькой коробочкой X1 первого поколения, теперь это достаточно солидный бокс белого картона, скрывающий внутри ещё одну коробку с толстенными стенками, защищающими содержимое от повреждений. В коробке вы найдёте сам плеер, а также неплохой набор аксессуаров.

  • Наклейки HighRes (не знаю зачем, но вдруг они реально улучшают звук, как об этом принято шутить)
  • Два набора наклеек на плеер — чёрный и белый карбон, они закрывают все стороны плеера для защиты от невзгод
  • Пара защитных плёнок на переднюю панель, Fiio обещали, что в следующих ревизиях защитная плёнка будет наклеена сразу с завода, но пока приходится клеить её самому, отклеив предварительно защиту с экрана
  • MicroUSB кабель
  • Пластиковый защитный чехольчик на заднюю панель, неплохо защищающий её от царапин. Впрочем, если бы у него были чуть выступающие бортики, он мог бы защищать и переднее стекло в случае падения
  • Разные инструкции и гарантийные талоны

Как видите, комплект поставки очень хорош для недорогого бюджетного устройства, а со временем Fiio наверняка представят и разные дополнительные чехлы и ремни на руку.

Звук

Для прослушивания плеера использовались следующие наушники:

  • HiFiMan Re600
  • HiFiMan HE560
  • Philips Fidelio X1
  • Dunu DN-2000 и Titan 1
  • Lear LUF-4F
  • Rhapsodio RTi1
  • Ambient Acoustics AM10

В X3-2 Fiio постарались сохранить тот звук, который они «нащупали» в X1, но улучшив его в тех областях, где это было необходимо. Сказать, что получился плеер с самым лучшим звуком — будет явным преувеличением, но в своей ценовой категории новый X3, пожалуй, обходит всех конкурентов. В общем, подачу новичка можно охарактеризовать как динамичную, с хорошей энергетикой и драйвом.

Средние частоты проработаны на уровне, достойном ценовой категории. Разумеется, топовые плееры обходят новичка по этим параметрам, но там уже совершенно другая категория с другим уровнем цен. Средние частоты достаточно живые и эмоциональные, разделение инструментов на достойном уровне. Проработка фоновых звуков — очень пристойная, благодаря этому в глубину воображаемая сцена строится хорошо, ширина также не оставляет желать лучшего. «Голографического» эффекта, свойственного, например, QLS360 тут нет, но объем передается, а трехмерные эффекты также увлекательны.

Высокие частоты проработаны и подаются в нормальных количествах. Это может расстроить обладателей ярких наушников и людей, чувствительных к ВЧ, но тут собственно «что есть — то есть», поэтому если на записи много верхних частот, плеер их сыграет. Детализация верхней части диапазона — очень хороша, перкуссия, тарелки, высокие ноты — легко различимы, равно как и затухания. Треки, которым присущ объем от этого очень выигрывают, порой даже можно угадать параметры помещения, в котором тот или иной трек был записан.

iBasso DX50iHiFi 770Aune M1HiFiMan 603

Дополнительные аксессуары

Как и для Fiio X5, для X1 обещана масса аксессуаров.

  • Прозрачный твердый чехол из поликарбоната
  • Кожаный чехол
  • Настольный усилитель, в который X1 будет вставляться сверху (как E07K и E09K), это же усилитель будет использоваться с будущим топовым плеером
  • Переходник к USB, который позволит получить линейный выход одновременно с наушниками (в X1 используется 11-пиновый MicroUSB, поэтому на него выведен и линейный выход)
  • Чехол для ношения плеера на руке
  • Крепление для использования X1 в автомобиле
  • Набор для использования X1 с внешним усилителем (как X5 Stacking Kit)

Как видите, аксессуары есть на все случаи жизни.

Технические характеристики

Усилитель

  • Выходная мощность: 224 мВт @ 16Ω, 200 мВт @ 32Ω, 24 мВт @ 300Ω
  • Выходной уровень: >2,5 В
  • Рекомендуемый импеданс нагрузки: 16Ω — 150Ω
  • Общие гармонические искажения + шум: <0,0015% (на выходе для наушников с нагрузкой в 32Ω)
  • Соотношение сигнал/шум: >113 дБ
  • Диапазон частот: 20 Гц – 20 КГц (±0,1 дБ)
  • Выходной импеданс: <0,2Ω
  • Максимальное выходное напряжение (пик-пик): >7,5 В
  • Максимальный выходной ток: >84 мА

ЦАП

  • Выходной уровень: 1,45 В
  • Общие гармонические искажения + шум: <0,0009%
  • Соотношение сигнал/шум: >113 дБ
  • Диапазон частот: 20 Гц – 20 КГц (±0,1 дБ)

Плеер

  • SoC: JZ4760B
  • ЦАП: CS4398
  • Усилитель: OPA1642+LMH6643
  • ФНЧ: OPA1642
  • Поддержка DSD-форматов: DSD64,DSD128, DSF, DFF, SACD ISO
  • Поддержка lossless-форматов: APE Fast: 192/24, APE Normal и выше: 96/24, FLAC:192/24, WAV:192/24, WMA Lossless:96/24, ALAC: 192/24
  • Поддержка lossy-форматов: MP2, MP3, AAC, WMA, OGG
  • Режим USB ЦАП: асинхронный, до 192/24
  • Батарея: 2600 мА/ч
  • Время работы на одном заряде: >11 ч
  • Время зарядки: <3 ч (зарядное 5 В, 2 А)
  • Размеры: 96,7 мм × 57,7 мм × 16,1 мм
  • Вес: 135 г

Дизайн и управление

Fiio X3 был «пробным шаром» компании на рынке плееров, его дизайн разрабатывался задолго до релиза в прошлом году и поэтому ничем особо не удивлял. После успеха X3 в компании поняли, что рынок жаждет продолжения, и X5 уже разрабатывали с современным дизайном, взяв за источник вдохновения самый популярный плеер в истории человечества, iPod Classic. К чести Fiio стоит сказать, что X5 получился достаточно непохожим на iPod, но при этом сохранил его лучшие эргономические решения. Разумеется, глупо было отбрасывать удачные наработки, поэтому X1 использует схожую с X5 идею в дизайне.

Корпус полностью алюминиевый, очень добротный и качественно подогнанный. Обещаны много цветовых вариантов, мне же достался серебристый. Дизайнеры Fiio аккуратно поработали с формой, она очень лаконичная: задняя сторона совсем плоская, немного закругляются углы и передняя сторона.

Основные органы управления находятся на передней панели. В верхней части находится неплохой для плеера 2″ экран, он выполнен по технологии TFT, поэтому радует неплохими углами обзора и цветопередачей. Нижнюю половину занимает колесо управления. Оно не сенсорное, как в iPod, так как Apple защитила эту идею патентом, а механическое. В Fiio учли нарекания на свободный ход колеса управления в X5, в X1 оно туже. Колесо пластиковое, чуть шероховатое. Я думаю, можно было его сделать с более выраженными насечками, но, видимо, в Fiio решили, что такой вариант будет стираться или забиваться грязью. Или, может, припасли вариант с рифленым колесиком для специальной версии (как у X5). Центр колеса — кнопка, отвечающая за выбор пунктов меню и воспроизведение/паузу.

В нижней части передней панели находится светодиод-индикатор (хотя в комплектном чехле его не видно).

На левой стороне устройства находятся кнопки управления громкостью и кнопка включения/выключения, она же при кратковременном нажатии блокирует/разблокирует устройство

И тут дизайнеры продемонстрировали внимание к мелочам. Кнопка питания сильнее утоплена в корпус, а на кнопке увеличения громкости есть маленький выступ, поэтому даже на ощупь кнопки не путаются

Меню также было переработано по сравнению с X5 в сторону большей логичности. Пунктов осталось всего пять, и они все одновременно выводятся на экран. Активный пункт меню — подсвечивается. Забавный штрих — если вы используете для навигации по меню колесо, то внизу экрана показывается часть круга, если же нижние кнопки — она убирается, таким образом, плеер показывает текущую метафору управления. В общем, никакого провала логики как у Х5 с его инвертированным кругом тут нет.


В целом управление плеера очень простое и логичное, экран воспроизведения содержит всю нужную информацию, разобраться можно за несколько минут. Прошивка очень стабильная, за все время тестирования никаких проблем не обнаружилось. Русского языка в прошивке нет, но выучить пару десятков нужных слов на английском — нетрудно. Кроме того, почти гарантированно появятся неофициальные русификации.

Время полной зарядки аккумулятора составило у меня 3 часа 12 минут при использовании внешнего зарядного, время работы на одной зарядке при воспроизведении 44,1/16 FLAC — 12 часов 41 минута. С учетом размеров, эти результаты можно считать очень хорошими.

Звук

Для прослушивания плеера использовались следующие наушники.

  • Ambient Acoustics AM6 HiRez
  • HiFiMan Re600
  • VSonic Gr01
  • Philips Fidelio X1
  • Dunu DN-2000

Звучание плеера достаточно нейтральное, чуть тепловатое, без резких перекосов и сильного окрашивания. Характер звучания скорее музыкальный, чем аналитический.

Бас чистый, резкий и достаточно контролируемый, хотя на некоторых композициях ощущается недостаток хлесткости и удара, это хорошо заметно, например, на гибридных Dunu DN-2000 в сравнении с источниками более высокого уровня. С учетом цены плеера, нельзя это записывать в недостатки, поскольку плееры, у которых нет этой проблемы, стоят в разы дороже. Но за исключение этого — НЧ у Fiio X1 хороши, они вполне сравнимы со многими плеерами более высокой ценовой категории.

Средние частоты — нормальные. У них хорошее разрешение, хотя если забыть про цену — можно придраться к микродетальности, что не идет на пользу сложным симфоническим композициям, но, опять же, этот недостаток ощутим только относительно сильно более дорогих моделей. Плеер неплохо справляется с передачей объема, хотя разделение инструментов может страдать.

Плеер достаточно универсален в плане наушников, но мне больше он понравился с динамическими вкладышами. Запаса по мощности хватает для нормальных по чувствительности накладных моделей, тут не стоит ожидать особых чудес.

Также не стоит требовать от Fiio X1 прорывов и победы над своими старшими собратьями, хотя я бы сказал, что разница в звуке между теми же X1 и X3 меньше разницы в цене.

Однозначно, X1 обходит с хорошим запасом все плеера, построенные на кодеках, даже безусловный фаворит ценителей звука SanDisk Sansa ощутимо проигрывает в разрешении и макродинамике.

Стоит отметить, что большую часть проблем решает внешний усилитель. Недавно представленный Fiio E11K является просто великолепным компаньоном для Х1, тем более что и размер у них схожий. Использование внешнего усилителя исправляет большую часть озвученных выше недостатков: бас получает нужную хлесткость, а микродинамика улучшается. Таким образом, где-то за 170 долларов вы получаете очень хорошую портативную связку (разве что толстоватую). Конечно, можно использовать и E12, но он заметно больше, и «бутерброд» с ним будет очень неудобным, тем более что полный потенциал E12 плеером не будет раскрыт (хотя запаса энергии хватит даже на весьма тугие наушники).

1. Характеристики, комплектация

Fiio X5 III Характеристики:

  • Тип: портативный Hi-Fi плеер
  • Процессор: 4-ядерный RK3188 @ 1,4 ГГц
  • ОЗУ: 1 ГБ
  • ПЗУ: 32 ГБ (доступных пользователю ~26 ГБ)
  • Карты памяти: 2 × MicroSD
  • WiFi: 2.4GHz IEEE802.11 b/g/n
  • Bluetooth: 4.0 с поддержкой aptX
  • Экран: 3.97″ IPS TFT, 480 × 800
  • ОС: Android 5.1.1 + Pure Music Mode
  • Батарея: Li-Ion, 3400 мА/ч
  • Время зарядки: до 3 часов от обычного ЗУ, до 2 часов с QC
  • Время работы от одного заряда: >10 ч с обычного выхода, ≥8 ч с балансного
  • Входы: MicroUSB (зарядка, USB DAC, Mass Storage, док-станция), поддержка QC3.0
  • Выходы: балансный 2,5 мм TRRS, наушниковый 3,5 мм TRS, комбинированный линейный/коаксиальный 3,5 мм TRS
  • ЦАП: 2 × AK4490
  • ОУ: 2 × OPA1642 (ФНЧ) + 2 × OPA426
  • Диапазон частот: 5 Гц ~55 кГц (–3 дБ)
  • Рекомендованные сопротивления наушников: 16 Ом – 150 Ом
  • Выходное сопротивление: обычный выход <1 Ом, балансный — <3 Ом
  • Общие гармонические искажения+шум: <0,003% @ 1 кГц
  • Выходная мощность: ≥250 мВт @ 32 Ом с обычного выхода, ≥240 мВт @ 32 Ом с балансного выхода
  • Разделение каналов (@ 1 кГц): обычный выход >73 дБ, балансный — ≥98 дБ
  • Соотношение сигнал/шум: обычный выход ≥115 дБ, балансный ≥111 дБ
  • Поддержка lossy форматов: MP3, AAC, WMA, OGG
  • Поддержка lossless форматов: FLAC, ALAC, AIFF, WAV, WMA, APE, DXD
  • Поддержка DSD: ISO, DXF, DFF
  • Максимальное разрешение: до 384 кГц/24 бит (зависит от формата)
  • Максимальное разрешение DSD: до DSD128, DXD до 352,8K
  • Максимальное разрешение в режиме ЦАП: до 192 кГц/24 бит
  • Размеры: 114 мм × 66 мм × 14,8 мм
  • Вес: 186 г
  • Цена: 368$

Комплектация:

  • Плеер Fiio X5 III
  • Кабель USB-microUSB
  • COAX адаптер
  • Скрепка для извлечения лотка карты памяти
  • Прозрачный силиконовый чехол
  • Чехол из кожзама
  • Документация

Fiio X5 III комплектация

Звук

Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.

Для X3 третьего поколения разработчики выбрали нейтральную звуковую подачу, ориентированную на любителей детальности и неприукрашенности. Новая «тройка» звучит светлей предыдущей модели и «икспятых», поэтому любители акцентированных НЧ останутся недовольны, хотя при непредвзятом прослушивании плеер неплох.

Бас у X3 Mark III быстрый, с неплохим для своей цены разрешением и проработкой текстур. Ему немного не хватает весомости, поэтому до идеального (опять же, в данной ценовой категории) он не дотягивает, но зато он не смазанный и нормально контролируется, не заглушая вышележащие частоты. В принципе, тут действует известный кулинарный принцип «недосол лучше пересола», потому что добавить НЧ массы с помощью наушников несложно, а вот улучшить разрешение и контроль — было бы проблематично.

СЧ подаются в нейтральной манере, чем-то даже напоминающей X7 Mk II (я не ставлю между плеерами знак равенства), тут нет дополнительной накачки эмоциями, нет попытки выдвинуть вперёд вокал или подчеркнуть что-то в композиции. Плеер просто играет то, что записано в треке, настолько, насколько позволяет его уровень. Неплохо X3 передаёт характер инструментов, но при этом не вытаскивает из записи всю грязь. Воображаемая сцена — средняя по ширине и чуть меньше средней в глубину, но разделение сделано нормально.

Верхнечастотный диапазон — это именно та часть, по которой чаще всего и угадывается категория плеера, решения, не имеющие компромиссов на ВЧ обычно начинаются где-то в верхне-среднем сегменте (да и то не всегда), в целом X3-3 не стал тут исключением. ВЧ тут неплохие, но с поправкой «для своей цены», если сравнивать этот плеер с чем-то дорогим, то можно отметить и нехватку энергии в атаках, и недостаточную «слоистость». Если же равнять плеер с одноклассниками, то всё хорошо, «верха» тут обладают нормальным разрешением, да и атаки (на горе тем, то не любит ВЧ) отыгрываются весьма задорно. Так что X3-3 избежал типичного проклятия «комфортного» звука, который так любят делать производители в нижнем сегменте.

Fiio X3-2. В целом между этими двумя плеерами наблюдается почти полный паритет. Отличия в звуке не глобальны (при проведении качественного слепого теста), второе поколение чуть массивней на НЧ, третье — лучше разрешением. При этом X3-3 выглядит лучше, оснащён Blutooth и балансным выходом, но X3-2 сейчас можно купить дешевле, а его прошивка работает чуть ровнее. Так что, если вы уже являетесь владельцем X3 прошлого поколения, апгрейдиться смысла нет, но если вы только думаете о приобретении — новая версия выглядит, на мой взгляд, интересней.


Fiio X1-2. X3-3 работает чуть быстрей, обладает балансным выходом, немного лучше звучит (разрешение, естественность), предлагает большую дальнобойность Bluetooth. В общем, тот случай, когда из мелочей складывается заметно большая разница.

Fiio X5-2. С учётом падения цены на этот плеер (разница сейчас составляет буквально десятки долларов), X5 предыдущего поколения является, пожалуй, самым сильным конкурентом X3-3. На стороне предыдущего поколения более энергичный и полновесный звук, прошивка, две карты памяти. Новинка привлекает дизайном и Bluetooth, ну и снижением цены в будущем, которая откорректирует ситуацию.

Fiio X5-3. Ещё раз удивляюсь тому, как FiiO грамотно разносит свои модели по сегментам. Если бы X5 новой версии был косметическим обновлением, разница с X3 нового поколения была бы небольшой и не факт, что оправданной. Тут же мы имеем совсем другой плеер, начиная с ОС Android и заканчивая интересным звуком для любителей слитной подачи. Так что X5-3 получился заметным шагом вперёд, как и должно быть.

Cayin N3. Ещё один достаточно сильный конкурент героя сегодняшнего обзора. Чисто по звуку — N3 звучит более массивно, предлагая небольшой акцент на НЧ и более «сглаженные» СЧ, в то время как у X3-3 немного лучше разрешение и проработка ВЧ. С точки зрения не-музыкальной разницы — N3 лучше реализует Bluetooth, немного меньше размерами, работает чуть дольше. На стороне X3-3 — более высокая мощность, меньший уровень фонового шума и в целом «более лучшие» дизайн и управление (ну по крайней мере на мой вкус).

Shanling M2s. Ещё один конкурент X3-3, также предлагающий лучшую реализацию BT и более проработанную прошивку, но у M2s мне совсем не нравится управление (я понимаю, это субъективизм, но это же мой обзор, так что я могу высказывать и субъективное мнение), да и по звуку он уступает и X3-3, и N3, пусть немного, но всё-таки…

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование.

  • NuPrime DAC-10H и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
  • Apple MacBook Pro Retina 2016 в роли источника
  • Fidelia в роли плеера
  • Lotoo PAW Gold, theBit OPUS#2 и Fiio X5-3 в роли портативных плееров
  • Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)

В целом перед разработчиками стояла задача не испортить то, что уже имеется. EX1 полюбились многим своим нейтральным, объёмным звучанием, дополнявшимся хорошими НЧ и детальными СЧ. Недовольными оставались в основном те, кто любит заваленные ВЧ. Для второй генерации разработчики решили сделать более «аудиофильское» звучание с лучшим разрешением и чуть большим акцентом в области верхней середины.

Среднечастотный диапазон также стал немного сдержанней, но при этом лучше по разрешению и детальности. EX1-II — наушники для любителей не приукрашенной подачи, передающей именно то, что выдал источник. Очень аккуратно сбалансировано разрешение на СЧ, микроконтраст хорош, но без перехода той грани, когда звучание становится раздражающе-резким, а критичность к качеству записи — запредельной. Благодаря открытой конструкции наушники хорошо строят воображаемую сцену, в ширину она практически эталонна, в глубину — заметно больше среднего. Разделение планов и передача характера инструментов — очень естественны, что даёт приятный эффект погружения, особенно на качественной классической музыке.

ВЧ-диапазон немного добавил в количестве, и хоть эта «добавка» очень невелика, наушники по-прежнему являются не лучшим выбором для тех, кто любой ценой старается избежать ВСЧ- и ВЧ-диапазона. Впрочем, сугубо для меня «верха» этой модели по-прежнему хороши, затухания немного смазаны, но атаки очень радуют, что даёт приятный эффект реалистичности послезвучий.

Не очень хочу делать какие-то сравнения, так как это наушники, которые лучше услышать самому, но, подозреваю, без этого не обойтись. Так что вот сравнения с теми моделями, что есть у меня под рукой.

Dunu Titan 1/Fiio EX1-I

Ostry KC06A. Одна из самых ходовых моделей данного форм-фактора предлагает немного меньше ВЧ, чуть больше количественно баса и меньшую скорость на НЧ- и СЧ-диапазоне.

Meze 11 Neo. Весьма похожие по подаче наушники, но у Meze хуже получается строить воображаемую сцену (логично, они всё-таки закрытые), и они немного меньше по разрешению на СЧ-ВСЧ.

Совместимость

В текущем варианте X7 покупателю придется потратить некоторое время на подбор наушников. Поскольку X7 не предлагает почти никакой отсебятины, именно наушники будут определяющим звеном в звучании. Кроме того, при подборе наушников надо избегать моделей с сильным акцентом на бас или ВЧ, чтобы не получить «перегрузки». Запас по мощности у плеера не феноменальный, поэтому тугие наушники ему не подойдут, в будущем новые усилители исправят это, но сейчас надо учитывать этот факт. Я по необходимости просто подключаю к X7 свой Fiio E12DIY.

Традиционно хорошо плеер показал себя с Dunu Titan 1 (но не 3 и 5), Lear AE-1d, Rock Jaw Alfa Genus v2, наушниками Trinity Audio Engendering. Из накладных моделей очень неплохо звучали с ним Oppo PM-3. Для изодинам в лице ZMF Omni плееру не хватило мощности (E12 тут пришел на помощь).

Жанрово плеер, естественно, универсален, но стоит учитывать его придирчивость к материалу, старые записи с плохим мастерингом ему явно противопоказаны.

По традиции несколько треков-примеров.

Annihilator — Ritual. Говорим «умный треш» — подразумеваем Annihilator. На альбоме «Waking the Fury» Джеф решил показать, что, в отличие от коллег по цеху, даже на запредельных скоростях он способен выдавать оригинальные мелодии и цепляющие рифы. Ritual — скоростной, злой и цепляющий трек из этого альбома. Естественно, для того чтобы сыграть его как следует, нужен такой же быстрый плеер, и X7 вполне справляется с данной задачей.

Ozric Tentacles — Oolong Oolong. После этой группы жанр space rock должен прекратить свое существование, все равно никто ничего к уже созданному этими британцами добавить не сможет. Сложные, многогранные мелодии напоминают полную шкатулку драгоценных камней, постоянно меняющих свою окраску и играющих отражениями. Их хочется переслушивать раз за разом, открывая для себя то, что в прошлый раз не заметил. Тут X7 с его объемной сценой и разделением планов тоже показывает себя как нельзя лучше.

Arena — Tears In The Rain. Один из самых почитаемых альбомов в творчестве классиков нео-прога является действительно сложным для плееров материалом. Отменные клавишные соло Нолана дополняются гитарной работой Митчелла и весьма плотными ударными Пойнтера, давая вместе очень многоплановые и разносторонние треки. Из всех групп, играющих в этом сложном жанре, Arena, пожалуй, самая строгая и не позволяющая себе никаких «излишеств»: кристальной чистоты звук, сложные мелодии, чистейший вокал. Стоит ли говорить, что и тут X7 показывает свои сильные стороны, позволяя насладиться каждым мельчайшим нюансом звука?

Выводы

В аудиомире истина «ты должен бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте» верна как нигде. Fiio взяли бодрый темп и не сбавляют его. X1-II — очень хорошее обновление их младшей модели. Конечно, тут нет мегапрорыва, который заставит вас продать текущий плеер и кинуться покупать этот, но для тех многих, кто только ищет подходящее устройство для приобщения к миру качественного звука, именно X1-II станет финальной точкой в выборе. Конечно, у него есть несколько недочётов в прошивке, но их со временем исправят, а стильный внешний вид, неплохой звук и доступная цена — останутся с нами надолго. До следующего обновления через пару лет.

Выводы

В очередной раз Fiio наметили новую нишу рынка. Когда держишь X1 в руках — сложно поверить, что он стоит всего 100 долларов (цена для американского рынка, в других странах могут быть налоги или пошлины). Плеер великолепно собран, нет никаких претензий и к дизайну. Звук с учетом цены — тоже просто отличный, он хорошо подойдет для большинства меломанов, не страдающих аудиофилией. Пока другие производители штурмуют заоблачные вершины с плеерами от 1000 «зеленых» и дороже, Fiio думает о наших кошельках и предлагает великолепные решения для тех, кто не готов поменять на плеер свою (или чужую) почку.

Продажи плеера по всему миру начинаются в 20-х числах сентября, но уже сейчас можно сказать, что мы получили еще один бестселлер.


С этим читают