Технология dolby atmos, разбираемся в деталях

Dolby Atmos 3D — что это значит в кинотеатре?

Если вы попали в кинотеатр, где будет демонстрироваться фильм по технологии Dolby Atmos 3D, то это значит, что в течение всего просмотра вы будете находиться в эпицентре событий, происходящих на экране.


Согласно технологии, звукорежиссер закладывает в картинку звук так, чтобы зритель прочувствовал все до мельчайших подробностей.

Реализовать Dolby Atmos может только тот кинотеатр, который построен или модернизирован согласно требованиям современного звукового стандарта:

  1. Количество каналов, определяемое площадью и высотой зрительного зала.
  2. Два ряда потолочных динамиков, способных создать панорамный звук.
  3. Аудио-процессоры от Dolby, настраиваемые инженерами Dolby индивидуально под каждый зал.

Что такое Dolby Atmos?

В основе всего лежит источник звука. Источником может быть что угодно: голос человека, машина, вертолет, птица, пуля и так далее.   Разумеется, каждый такой объект имеет направление, вертикальную, горизонтальную — в общем, трехмерную позицию. Однако что тут нового? Многие из нас уже давно знакомы с трехмерным звучанием. Казалось бы, никаких инноваций тут нет, но это не так.

Суть технологии Dolby Atmos заключается в том, что акцент ставится не на канале, как это было раньше, а на аудиообъекте.

Существует некий файл, в который записывается информация о звуке. Раньше в нем хранилась информация о канале, через который и будет транслироваться тот или иной звук. Сейчас там записана информация о положении конкретного звука в пространстве, о его траектории движения и так далее. Какой конкретно канал будет использоваться для его вывода — дело десятое. Этим будет заниматься аудиопроцессор уже на месте, в конкретном помещении и на конкретной акустике.

Все это называется системой объектно-ориентированного звука. Для ее реализации на практике звукорежиссерам были предоставлены все необходимые инструменты, созданные специалистами Dolby. Теперь возможности звукорежиссеров возросли многократно и это позволило донести до зрителя то, что раньше было практически невозможно, появилась возможность поместить зрителя в эпицентр событий киноленты.

Если раньше звук доносился до зрителя из некой абстрактной точки сзади, то теперь на источник звука можно буквально указать рукой.

Реализовать это на практике можно с помощью технологии Dolby Atmos, другим существующим в кинотеатрах аудиосистемам это не под силу.

Стоит также учитывать, что речь идет не только о громких и впечатляющих звуках, типа взрыва, падения чего-то тяжелого и так далее. Технология позволяет передать и точно спанорамировать внутри помещения даже негромкие, тонкие звуки, например, шуршание листьев, бег мыши и так далее. И это уже куда серьезнее.

Что общего имеет Dolby Atmos с 3D?

Почему эти две технологи употребляются вместе? Начало известности системы приходится на 2012 год. Преимущества технологии очень быстро увидели создатели фильмов, киностудии, кинотеатры.

Именно с ее помощью появился новый стандарт звука, включающий:

  • 3D — изображение в стереоскопической величине;
  • Dolby Atmos — новый формат трехмерного звука.

Благодаря такому тандему все ранее существовавшие рамки, мешающие естественному восприятию звука были разрушены.

Находиться в эпицентре действия, разворачивающегося в фильме это круто

Технология, впервые представленная в кинотеатре Голливуда обладает рядом уникальных достоинств, о которых большое кино раньше могло только мечтать:

  1. Звуковые эффекты не только размещаются, но и передвигаются в трехмерном пространстве.
  2. Задействована область над головами зрителей — благодаря этому происходит абсолютное погружение.
  3. Восприятие фильма выходит на совершенно новый уровень — система способна одновременно, причем, совершенно независимо, воспроизводить около 128 звуков.

Как быть с контентом?

А за контентом нужно идти в кинотеатр. Главное — озаботиться тем, чтобы узнать заранее о том, поддерживает ли конкретный кинозал Dolby Atmos,  а также разузнать про фильм, на который собираетесь идти.

Мекка технологии — это кинотеатр Dolby Theatre. Он расположен в самом центре Лос-Анджелеса — на бульваре Голливуд. Место по праву может называться легендарным хотя бы еще и потому, что именно здесь проходят все церемонии вручения самой желанной кинопремии в мире — Оскар.

Именно здесь в 2012 году прошел показ первой полнометражной ленты с поддержкой технологии Dolby Atmos — это был мультфильм «Храбрая сердцем». После премьеры кинотеатры, оснащенные подходящим для этой технологии оборудованием, начали расти как на дрожжах. Через полгода после показа этого мультфильма число таких залов насчитывало 25 штук. На данный момент по всему миру уже более 1 800 кинозалов с соответствующей поддержкой и на территории России и СНГ их более 80.

В настоящее время большинство новинок голливудского кинематографа выходят с поддержкой именного этого звукового формата. Среди самых последних релизов можно найти такие громкие творения, как: «Безумный Макс» (получил Оскар за лучшее сведение звука, лучший монтаж), «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II», «Звездные войны: Эпизод VII. Пробуждение силы», «Дэдпул», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и так далее.

Со стандартом работают ведущие режиссеры Голливуда: Ридли Скотт, Гай Ричи, Джордж Миллер, Фрэнсис Луорэнс и другие. Тем самым, режиссеры уже успели оценить прелесть новейшей технологии и поняли, что теперь их возможности по вовлечению зрителя в происходящее на экране стали гораздо выше.

На данный момент в международный прокат вышло более 450 фильмов с поддержкой новейшей технологии, из них порядка 60 уже доступно на Blu-Ray дисках, включая такие кинохиты как «Дракула» (1992 год) с Гари Олдманом в главной роли и «Леон». Однако российским киноманам, которые хотят попробовать новейшую технологию у себя дома, придется покупать Blu-Ray за границей и смотреть фильмы в оригинале — локализованных на русский язык версий в Dolby Atmos на Blu-Ray пока нет.

Тем не менее, в России уже есть пять собственных студий звукозаписи, которые успешно внедрили технологию Dolby Atmos и локализуют для широкого проката иностранные фильмы, а также выпускают российские картины в соответствующем формате. Первым отечественным релизом стала кинолента «Призрак» Федора Бондарчука, вышедшая в прокат в марте 2015 года, в марте этого года на экраны вышел фильм «Герой» Юрия Васильева,  а совсем скоро состоится премьера картины «Экипаж» Николая Лебедева в Dolby Atmos.

К сожалению формат Dolby Atmos пока не сопровождает массовое телевидение. В основном используется кодек Dolby Digital Plus, который поддерживает обсуждаемую нами технологию, но пока не использует. Однако лидеры этой отрасли большими шагами двигаются в сторону инноваций. Так, например, Первый канал в zlD-версии вещает в объемном звуке 5.1, начиная с церемонии открытия Зимних Олимпийских Игр 2014  в Сочи. У видеосервиса Netflix, в свою очередь, есть планы по запуску трансляции именно в Dolby Atmos.

Что касается громких телешоу, то, например, два первых сезона «Игры престолов» уже пересведены с поддержкой новейшей технологии, а начиная с пятого сезона все новые серии выходят в формате Dolby Atmos. Тоже самое касается и «Шерлока». Пока что все.

Самый простой способ для отечественного потребителя прикоснуться к прекрасному дома — поиграть в игру Star Wars Battlefront. Пока что это единственный релиз, который имеет соответствующую поддержку, правда, только для PC, не для консолей.

Dolby Atmos для дома

Разработчики Dolby Atmos придумали решение, которое позволит создать желанные звуковые эффекты и в наших гостиных. Если в Вашей системе всего 2 дополнительных канала для объектов Dolby Atmos — не страшно, так как система адаптируется и постарается с помощью существующих средств воспроизвести все заложенные в запись аудиообъекты.

Стандартные диски Blu-ray и Blu-ray UHD отлично вмещают в себя все данные для воспроизведения звука в формате Dolby Atmos, при этом, будет достаточно Вашего существующего проигрывателя. Многие потоковые видеосервисы, включая Apple TV, имеют большой выбор фильмов с Dolby Atmos.

Все, что Вам нужно — это АВ-ресивер, способный декодировать аудиосигнал в формате Dolby Atmos, и набор акустических систем. Если у Вас уже есть АВ-ресивер без поддержки Atmos, -проверьте, возможно, производитель выпустил обновление программного обеспечения для Вашего устройства.

У Вас должно быть минимум 7 акустических систем, чтобы аудиообъекты Atmos зазвучали в Вашей квартире. Причем две из них должны располагаться в верхней части над фронтальной акустикой.

Самое правильное решение, с точки зрения системы, встроить пару динамиков в потолок над фронтальной акустикой или установить два настенных динамика сразу под потолком. Такую манипуляцию сложно реализовать, если ремонт в комнате уже сделан, а провода под Atmos  динамики не предусмотрели заранее.

Специально для таких случаев производители предусмотрели компромиссное решение. Вашу фронтальную акустику можно дополнить небольшими акустическими системами, которые используют технологию отражения звуковых волн и будут имитировать потолочные динамики.


Решение достаточно компромиссное. Недостатком такого подхода является сам процесс отражения звуковых волн. Материалы потолка и его покрытие у всех индивидуальные, поэтому звук будет отражаться по-разному. Чтобы как-то улучшить ситуацию, необходимо четко следовать инструкции АВ ресивера по калибровке системы с помощью микрофона из комплекта поставки. Если производитель Вашей акустической системы не выпускает подобные модели, можете смело выбирать решение от другого производителя.

Больше всего повезло тем, кто только делает ремонт в своей гостиной, — встраиваемая акустика даст максимальный по качеству эффект. Справочные материалы Dolby Atmos для дома рекомендуют устанавливать 4 потолочных динамика для воспроизведения аудиообъектов Atmos с наилучшим качеством.

Чем делают саундтрек DTS:X

Для создания звука в формате DTS:X режиссеры используют специальное приложение MDA Creator (работает как плагин к монтажной программе), позволяющее указать место, откуда должен исходить звук, и проложить траекторию движения аудиообъекта в трехмерном пространстве. По сути, звукорежиссерам не нужно задумываться, из какой именно колонки пойдет звук, за них это сделает оборудование в режиме реального времени у пользователя дома или в коммерческом кинотеатре. Саундтреки в формате DTS:X способны адаптироваться под разные конфигурации акустики, в общей сложности система может работать с 32 колонками одновременно. Как и в случае с Atmos, для достижения максимального эффекта DTS:X требуется потолочная акустика. Хоть это необязательное условие, создатели рекомендуют не пренебрегать такой возможностью.

Многим может не понравиться идея размещения дополнительных колонок на потолке, и поэтому производители предлагают специальную Atmos-акустику, дополненную динамиками, направленными вверх, чтобы получить отраженный от потолка звук. Но у DTS пока нет планов выпускать подобные акустические системы, а подойдут ли колонки, заточенные под Dolby Atmos, однозначно сказать пока нельзя. Хотя сама DTS утверждает, что никаких преград нет, и все должно заработать.

Dolby Atmos требует специального оборудования и контента

Все эти причудливые функции не предоставляются бесплатно. Вам необходимо использовать контент и оборудование, поддерживающие Dolby Atmos, чтобы воспользоваться им. Во-первых, вам нужен источник контента с поддержкой Dolby Atmos.

После того, как вы найдете контент, вам потребуется устройство воспроизведения, которое может передавать аудиосигнал Dolby Atmos в вашу аудиосистему, например, Apple TV 4K, Xbox One, 4K-совместимое устройство Roku или Fire TV 4K.

Для вашей аудиосистемы необходим приемник с поддержкой Dolby Atmos для выполнения тяжелой работы, и для этого необходимы динамики с поддержкой Dolby Atmos, которые могут использовать приемник. Не все ваши динамики должны быть совместимы с Dolby Atmos, но для полноценной работы системы вам нужны либо динамики с восходящим потоком, либо потолочные динамики.

Эти верхние или потолочные динамики являются ключевыми. В системе Dolby Atmos система 5.1.2 представляет собой аудиосистему с пятью динамиками, сабвуфером и двумя динамиками, направленными вверх. Система 7.1.4 – одна с семью нормальными динамиками, сабвуфером и четырьмя динамиками, направленными вверх.

5.1.2 система Dolby Atmos.

Однако вам не обязательно нужна система объемного звучания, чтобы использовать Dolby Atmos. Вы можете купить звуковую панель с поддержкой Dolby Atmos, которая будет звучать с вашего потолка. Это не даст такого же эффекта, как полная настройка динамиков объемного звука, но вы сможете использовать некоторые особые фишки Dolby Atmos.

Звуковая панель с поддержкой Dolby Atmos.

Домашняя работа

Кинотеатр, а тем более какие-то лабораторные условия — это, конечно, здорово. При определенных возможностях можно создать что угодно. А как донести технологию до конечного, домашнего потребителя? Первое, что приходит на ум — это полная замена парка акустики, которая выливается в колоссальное количество денежных знаков. На самом же деле это не нужно. Можно обойтись малой кровью и построить свой собственный Dolby Atmos на базе уже существующего решения.

Разработчикам удалось оптимизировать алгоритм таким образом, чтобы он самостоятельно учитывал количество подключенных к системе каналов и распределял правильное звучание для конкретной системы.

Разумеется, для этого нужен более-менее современный аудиопроцессор. Совсем старую модель подкрутить или прошить  не получится — «сердце» и «мозки» такой акустической системы не поддерживают технические требования, необходимые для правильной работы Dolby Atmos. Как правило, ресивер в автоматическом режиме проводит настройку подключенного к нему количества спикеров. Этого достаточно для большинства ситуаций. Про конкретные модели мы еще поговорим, а пока перейдем к самой акустике.

Существует необходимый минимум каналов для домашнего кинотеатра с соответствующей поддержкой — это 5.1.2. Часть этой формулы давно знакома каждому из нас — это классический пять-один. Но это не все. Так как мы имеем дело с трехмерным звучанием, а физику пока обмануть не удалось, необходимо распределить звук не только в одной плоскости (на уровне головы слушателя), но и установить дополнительные потолочные динамики. Желательно дополнить картину еще одной парой высотных колонок, чтобы в итоге получить 5.1.4.

Таким образом, аудиопоток раскрывается гораздо лучше. Звук становится объемнее и живее. Он перемещается от потолка к полу, от пола к потолку, а зритель находится на перекрестке всех этих путей и ловит эффект присутствия.

Есть также более полная конфигурация — 7.1.4. В данном случае к базовой схеме 7.1 добавляется четыре потолочных спикера. Не забываем про один или два сабвуфера на пол. Кстати, сколько бы не было установлено низкочастотных динамиков, но канал LFE (Low-Frequency Effects) будет все равно один.

Однако существуют домашние помещения, где невозможно разместить потолочные спикеры по тем или иным причинам. Для таких ситуаций были разработаны специальные колонки под названием Dolby Atmos Enabled Speakers. Они направляют звук в потолок, а затем он отражается под нужным углом. Разумеется, это уже компромисс, однако специалисты Dolby уверяют, что все работает на достойном уровне, если потолок выполнен из отражающего материла, конечно.

Еще существуют саундбары, которые устанавливаются под телевизор и прячут в себе пару десятков разнонаправленных динамиков. Каждый из них хитрым образом пытается отразить и направить звучание в нужном направлении, причем, звук доставляется даже за голову слушателя. Для примера это саундбар Yamaha YSP5600, который оснащен 44-динамиками и может имитировать акустику по схеме 7.1.2. Единственное, нельзя назвать гуманной его стоимость. Не буду приводить конкретные цифры, ибо курс доллара скачет в разные стороны. Любой желащий легко может найти актуальный прайс в том же Яндекс.Маркете.

Разумеется, отражающие динамики не дадут такой впечатляющей объемности звука, как физические потолочные динамики. Однако данное же решение позволяет желающим использовать Dolby Atmos в любых помещениях, не только в домашнем кинотеатре.

А вообще, компоновка домашней акустики может подразумевать установку аж 32-каналов. В таком случае про походы в кинотеатр можно забыть раз и навсегда.

Помимо желания и возможностей приобрести столь внушительный набор громкоговорителей, стоит помнить и о геометрии помещения. Для этого есть свои рекомендации. Крайне желательно, чтобы потолок находился на высоте от 2,4 до 2,7 метров, что в условиях обычной российской квартиры задача выполнимая на раз. Предел — это 4,3 метра, ибо на этой высоте звучание может начать размываться.

Никто не отменял специальную отделку стен и потолков, однако достаточно, чтобы они имели звукоотражающие поверхности. Причем, не играют практически никакой роли различные детали интерьера комнаты, такие как кондиционеры, люстры и т.п. Конечно, если они имеют разумные габариты.

Фильмы со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos

2014:

Хоббит: Битва Пяти Армий; Skammerens Datter; Неудержимые 3; Черепашки-ниндзя; Стражи Галактики; Кундо: Возраст Буйный; Рассвет планеты обезьян; Трансформеры: Возраст исчезновения; Jersey Boys; Как приручить дракона 2; Край завтра; Очарованный (Kindom); Окна открываются; Прощай, моя наложница; Пагубный; Overheard 34; X-Men: Days of Future Past; Coming Home; Годзилла; Amazing Spider-Man 2; Великий Гипнотизер; 3D Iceman; Превосходство; Рио 2; Капитан Америка: Зимний солдат; Ной; 300 спартанцев: Расцвет империи; Мистер Пибоди и Шерман; Кано; Тарзан 3D; Gunday; Король обезьян; Я Франкенштейн; Jai Ho; 1-Nenokkadine; Jillâ; Veeram; Sholay 3D; Mindscape; Конгресс; Эль-Ниньо.

2013:

Vizha Tamil; Махабхарат; Тайная жизнь Уолтера Митти; Полицейская история; Бирьяни; Dhoom 3; Хоббит: Пустошь Смауга; Белый шторм; Замороженный; Голодные игры: И вспыхнет пламя; Тор: Царство тьмы; Игра Эндера; Гвадалквивир; Vanakkam Chennai; Metallica: сквозь невозможное; Вес; 3D Inferno; Young Detective Dee: Rise of the Sea Dragon; Ведьмы из Суггарамурди; Warning; Kvinden ja Buret; Проклятое место; Вилла; Коварная: Глава 2; Zanjeer; Sholay; Гроссмейстер; Кафе Мадрас; Элизиум; Самолеты; Thalaivaa; Перси Джексон: Море чудовищ; Росомаха; D-Day; Мистер Гоу; Turbo; Bhaag Milkha Bhaag; Тихоокеанский рубеж; Конгресс; Копы в юбках; Ghanchakkar; Университет монстров; Железный человек; Kuiba 2; Эпик; Star Trek into Darkness; Серебряный доллар; Shootout at Wadala; Napa Valley Dreams; Oblivion; Nautanki Saala!; Commando; Trance; GI Joe: Retaliation; Семейка Крудс; Aatma; Oz the Great and Powerful; A Good Day to Die Hard; Journey to the West: Conquering the Demons; ABCD-Any Body Can Dance; Ah Boys to Men 2; Race 2; Mama.

2012:


The Last Tycoon; The Guillotines; Chinese Zodiac; The Hobbit: An Unexpected Journey; 3D Sivaji; Back to 1942; Rise of the Guardians; Life of Pi; Ah Boys to Men; Chasing Mavericks; Taken 2; Brave.

P.S. Подробней о главном конкуренте и еще одном объектном кодеке DTS:X читайте в статье Что такое DTS:X, или Перестаньте считать колонки

P.P.S. Подробнее о профессиональном Dolby Atmos и его домашней версии читайте в интервью с генеральным директором российского офиса Dolby: Алексей Угринович: «Исторически сложилось, что звук для кино — это Dolby»

Атмосфера дома

В этом году Dolby ответственно заявила, что Atmos станет доступным для домашних кинотеатров. Новый формат учитывает все «неприятности» обычных помещений, малое количество колонок и прочие вещи. Однако большинство производителей пока анонсировали поддержку нового формата только для старших AV-ресиверов с конфигурациями 9.2 или 11.2. На самом деле Dolby Atmos вполне нормально работает и с 8-канальными системами (7.1). Так что при покупке нового ресивера с Dolby Atmos можно обойтись текущей системой, а когда придет желание получить еще больше «трехмерности» — докупить и установить недостающие колонки (сабвуфер или потолочные системы).

Таким образом, для построения новой системы для Dolby Atmos можно использовать следующие варианты (как купленные с нуля, так и модернизированные/дополненные):

5.1 + 2 колонки на потолок;

5.1 + 2 верхние фронтальные колонки;

5.1 + 4 колонки на потолок;

5.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;

7.1 + 2 колонки на потолок;

7.1 + 2 верхние фронтальные колонки;

7.1 + 4 колонки на потолок;

7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;

9.1 + 2 колонки на потолок;

9.1 + 2 верхние фронтальные колонки;

9.1 + 4 колонки на потолок;

9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.

Если использовать максимальный комплект аудио по конфигурации 11.1 или 11.2, то домашний кинотеатр может быть представлен такой системой: 2 фронтальных громкоговорителя, 2 фронтальных верхних громкоговорителя (с небольшим наклоном вниз), 1 центральный громкоговоритель, 1 или 2 сабвуфера, 2 тыловых громкоговорителя, 2 тыловых центральных громкоговорителя, 2 потолочных громкоговорителя.

Но это еще не потолок — при максимальном развертывании, Dolby Atmos может работать в домашнем кинотеатре из 34-х акустических систем. При таком количестве громкоговорителей, конфигурация превратится в 24.1.10, а это: 24 напольных и полочных колонок (по всему периметру с учетом рядов в зале), сабвуфер и 10 потолочных АС.

Стоит заметить, что с потолочными динамиками обычно не все гладко — они требуют специальных потолков, подготовку помещения и многое другое. Но благодаря автоматической настройке системы под управлением Dolby Atmos, условий остается всего два: будет неплохо, если потолок имеет отражающую звук отделку из штукатурки, гипсокартона, бетона или дерева и находится на высоте не более 4.3 метров. Однако идеальная высота комнаты для использования системы в домашних условиях — 2.4–2.7 метра, поскольку когда стены выше, звуковая сцена может начать размываться. И это не получится исправить покупкой более дорогого ресивера — увы, таковы законы физики и пределы настройки системы Dolby Atmos

Важно, что светильники, кондиционеры, системы отопления и прочие неустранимые потолочные преграды для звука при оптимальной высоте потолка не имеют значения (опять же, по словам экспертов)

Вообще, Dolby Atmos, как писалось выше, без разницы сколько каналов есть на выходе, алгоритм нужным образом распределит дорожки. Поэтому компания не скрывает, что скоро появится реализация и для стереосистем, и, что особенно интересно, для наушников. Причем, вполне возможно, что алгоритм будет работать даже на мобильных устройствах (полагаем, если хватит процессорных мощностей).

Лицензирование Dolby Atmos для домашних пользователей

Производитель заявил о намерении лицензировать свое детище для домашних кинотеатров. Это позволит приобретать аудиосистему с поддержкой технологии Dolby Atmos бытовым потребителям. Однако для реализации этого проекта потребуется увеличить число звукового оборудования (колонок). В потолочное пространство необходимо вмонтировать минимум 2, а то и 4 колонки для идеального позиционирования аудио эффектов. В большинстве случаев для городских квартир это не представляется возможным, но специалисты не исключают появление подобных систем с характерными техническими надстройками. Ими могут быть излучатели звука, направленные в верх.

Также алгоритмы процессора системы требуют переработки. Необходимо проработать все таким образом, чтобы система контролировала процесс потока сигнала к верхней части помещения и их идеального отражения в сторону слушателей. Таким способом создается имитация верхних колонок. Благодаря этому, домашний пользователь может не приобретать подобное оборудование, чем сможет сэкономить существенному сумму финансовых средств.

Не менее важным компонентом для качества системы является AV-ресивер. Альтернативное название этого оборудования – процессор звукового окружения. В нем размещается специальный декодер с увеличенным количеством выходных портов. В зависимости от денежных затрат можно приобрести такое устройство, способное озвучить помещение различного объема. К примеру, для больших комнат рекомендуется задействовать более 34 колонок. Для маленьких помещений подойдет минимальный набор, состоящий из 11 подобных устройств.

Далее необходимо позаботиться о программном обеспечении с поддержкой описываемой системы. Понятно, что технология Dolby Atmos в смартфоне также появится, но пока что это всего лишь молодые, но перспективные разработки. Сейчас же можно приобрести лишь имитацию подобных эффектов. Для полноценного воспроизведения должен быть файл соответствующего аудио формата и подходящий проигрыватель, способный его прочитать без помех. Это относится к аппаратному оборудованию (мультимедиа проигрывателю), имеющему режим bitstream.

Контент, приложения и устройства


Когда речь идет о Dolby Atmos, нужно понимать, что все оборудование должно поддерживать эту систему. Вот, что мы имеем в виду:

• Фильм — будь это кино на диске, загруженная цифровая версия или потоковая — должен быть кодирован в Dolby Atmos (на основе Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus)

• Устройство для воспроизведения (Blu-ray-плеер, приставка, телевизор или другой девайс) должно уметь работать с Dolby TrueHD, Dolby Digital Plus и «слоем» Atmos-информации. При этом девайс не должен ничего менять в метаданных. Этот режим называется «сквозным пропусканием сигнала» (pass-through). Любые изменения, как правило, полностью разрушают информацию Dolby Atmos.

• Если вы используете стриминговую приставку вроде Apple TV, Roku или Nvidia Shield TV, то установленное приложение (Plex, Netflix, iTunes, Firecore Infuse и т.д.) также должно уметь пропускать сигнал со всеми звуковыми данными.

• Наконец, требуется AV-ресивер или саундбар, полностью совместимый с Dolby Atmos.

Есть еще один важный момент: если на одном устройстве приложение поддерживает Dolby Atmos, то это не значит, что оно будет работать с этим форматом на другом девайсе. Например, Plex на Nvidia Shield TV умеет пропускать сигнал Atmos на основе Dolby TrueHD и Dolby Digital Plus, но этот же Plex на Apple TV 4K справляется только с Dolby Digital Plus, а на Apple TV четвертого поколения приложение Plex вообще не может пропускать Dolby Atmos.

Предположим, вы смотрите UHD Blu-ray-диск с Atmos-звуком на UHD Blu-ray-плеере, подключенном к Atmos-телевизору/саундбару/ресиверу по HDMI. При таком раскладе вы получите самый полноценный Dolby Atmos. Однако так бывает не со всеми комбинациями устройств.

Вот несколько примеров неправильных способов услышать Atmos-звук:

• Запустить через Netflix фильм со звуком Dolby Atmos на приставке Apple TV 4 (не 4K, а четвертое поколение), подключенной к Atmos-ресиверу. В этом случае Apple TV — слабое звено. Эта версия приставки не работает с Dolby Atmos, поэтому вам будет доступен только Dolby Digital Plus 7.1.

• Посмотреть любой контент формата Dolby Digital Plus Atmos на приставке Roku Streaming Stick+, подключенной к Atmos-телевизору, звук с которого выведен на Atmos-саундбар через оптический кабель. Тут вся проблема в кабеле. Весь комплект оборудования, включая телевизор с пропусканием Atmos-сигнала, подходит для нашей задачи, но оптический кабель требует от телевизора конвертации сигнала до Dolby Digital 5.1. То есть оптическое подключение не обладает нужной для Dolby Digital Plus пропускающей способностью.

• Использовать приложение Plex на OLED-телевизоре LG для просмотра Dolby TrueHD/Dolby Atmos-контента со звуком через Atmos-саундбар, подключенный по HDMI ARC. Этот пример самый грустный: все компоненты полностью совместимы с Atmos-данными, но загвоздка в том, что Plex на LG пока еще не оптимизировали для работы с TrueHD/Atmos — приложение понижает сигнал до Dolby 5.1. Ни правильный телевизор, ни саундбар не помогут.

128 дорожек на 64 колонки

Разработчики Dolby планируют, что Atmos отучит от традиционного понимания саундтрека, как записи, которая воспроизводится строго в том или ином канале аудиосистемы, и вообще отучит от «мышления каналами». Каждая звуковая дорожка — отдельный объект. Некоторые из них статичные, как фоновая музыка или закадровый голос автора, другие — динамические, обычно это звуки движущегося транспорта, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние маркировки дорожек. Это необходимо для того, чтобы выделить треки, где записаны окружающие звуки и которые сводятся отдельно от остальных. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Распределением, куда что пойдет, и занимается алгоритм Dolby Atmos.

Кстати, если углубиться в недра Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программного обеспечения для рабочих станций Pro Tools (хорошо известных у профессионалов), которое и занимается сведением дорожек. У каждого трека прописана громкость, с которой он должен играть, и его локализация (динамическая) в трехмерном пространстве. И не имеет значения, сколько громкоговорителей установлено в зале — система задействует их все

И самое важное, отпадает необходимость в оптимизации одного и того же саундтрека под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов. Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка)

По словам специалистов Dolby не нужно полностью переоснащать коммерческий или домашний кинозал, чтобы получить звук в новом формате. Можно использовать уже имеющиеся системы, лишь докупив процессор/ресивер и проведя необходимую калибровку. Однако для трехмерного звука по всем правилам советуют установить потолочные колонки, расположенные в параллели с задними динамиками. Также рекомендуется поставить дополнительные сабвуферы. Возможен постепенный апгрейд, после введения новых элементов система самостоятельно добавит их, чтобы учитывать при сведении дорожек.

Что купить? Где попробовать?

Не будем затрагивать профессиональное оборудование. Вместо этого лучше посмотрим, что сейчас доступно на потребительском рынке. На примере России, конечно.

Среди домашних ресиверов можно выделить оборудование ONKYO.  Чтобы хотя бы примерно представлять, о каком бюджете идет речь, приведу пару примеров. Так, один из начальных AV-ресиверов 7.1 TX-SR444 стоит порядка 34 990 рублей. TX-NR545 (для системы 7.2) обойдется уже дороже примерно в 46 000 рублей.

Домашние процессоры, предназначенные для чего-то более серьезного (9.2) стоят на порядок дороже — от 179 000 рублей (Onkyo TX-NR1030). Разумеется, купить их вот так просто в Евросети около метро не получится. Нужно знать места.

Есть похожее оборудование и у Denon, и Marantz, и у широко известных производителей Pioneer (в России эта категория представлена как-то слабо) или Yamaha. Про цены специально рассказывать не буду. Все наглядно видно на виртуальных витринах ниже.

  • Denon AVR-X1200W — 44 990 рублей
  • Marantz SR5010 — 93 000 руб.
  • Yamaha RX-A1050 — 131 990 руб.

Цены приведены примерные, на основе данных, полученных из сети.

Многие производители делают для своего же оборудования и соответствующие комплекты, специально созданные для конкретных ресиверов и с поддержкой Dolby Atmos. Вот пара примеров.

Onkyo SKH-410 — 9 990 рублей

Разработчики Dolby не стоят на месте и постоянно совершенствуют технологию, адаптируя её не просто под малоканальные акустические системы, но и под стереоаппаратуру и даже под мобильные устройства, например, смартфоны или планшеты.

Так, около года назад Lenovo выпустили смартфон Lenovo A7000 с поддержкой звучания Dolby Atmos при подключении наушников, обзор которого мы уже делали. Немногим позже к нему присоединилась серия планшетов Lenovo TAB 2 A10 и A8.

В отношении того, как вся эта прелесть звучит на мобильных устройствах я могу сказать следующее: с правильным, изначально созданным в формате Dolby Atmos контентом, все действительно очень здорово. Даже благодаря обычным наушникам можно ощутить, как вокруг тебя и на голову в том числе льется дождь, как сзади слева направо пролетает птица и так далее. Система в данном случае активно использует бинауральные эффекты, обманывая восприятие и создавая объемное звучание.

Если у вас нет правильного контента, то фишка Dolby Atmos будет работать, как еще одна цифровая улучшалка контента и не более того

И вот здесь мы подошли к еще одному, на первый взгляд неочевидному, но крайне важному вопросу

Первая ступень: бюджетные решения на базе Cirrus Logic

Существует несколько решений для декодирования Dolby Atmos. Самый бюджетный вариант — устройства на базе чипсетов CS49834 (Tri-Core-процессор) и CS49844 (Quad-Core-процессор) от Cirrus Logic. Данные чипы работают практически со всеми форматами, кроме Auro 3D.

Решение широко используется в недорогих ресиверах, включая Pioneer, Onkyo, Denon. Также чипы Cirrus Logic ставят в саундбары, колонки и даже мобильные устройства. Процессоры CS49834/44 востребованы производителями ввиду их доступности и возможности использования в ограниченном пространстве. Хороший пример — саундбары. Многие компании начали делать звуковые панели с Dolby Atmos-декодированием из-за популярности формата и желания многих покупателей обойтись компактным устройством по типу «все-в-одном» вместо покупки нескольких колонок, AV-процессора или ресивера. Саундбары, как правило, представляют собой негабаритные устройства, и разместить внутри сразу несколько динамиков и все необходимые платы непросто. Именно здесь на помощь и пришли чипсеты от Cirrus Logic.

Независимо от того, в каком оборудовании задействованы CS49834 и CS49844, при официально заявленной поддержке формата Dolby Atmos, устройство в обязательном порядке обладает сертификатами от Dolby. Другими словами, получить от Cirrus Logic-решений звук в Dolby Atmos, конечно, можно, однако качество звучания не будет доходить до максимально возможного в рамках формата. Еще один значительный минус чипов Cirrus Logic — это ограничение 11 каналами (7.1.4, LFE-канал не участвует в рендере объектов).

Выходит, настоящим ценителям масштабного окружающего звука, имеющим желание оценить возможности технологии в полной мере, есть смысл поискать другие Dolby Atmos-решения.


С этим читают