Бэнкси (banksy)

Критика

Питер Гибсон, представитель организации «Keep Britain Tidy», борющейся за чистоту, утверждает, что работы Бэнкси являются обычным вандализмом, а Диана Шекспир, представитель той же организации, говорит:

Мы озабочены тем, что уличное искусство Бэнкси прославляет то, что по сути является вандализмом.


Оригинальный текст (англ.)

We are concerned that Banksy’s street art glorifies what is essentially vandalism.

Во время распродажи выставки Бристольского музея в 2010 году две работы Бэнкси подверглись вандализму — кто-то расстрелял их из пейнтбольного ружья шариками с синей краской. По всей видимости это осуществили фанаты футбольного клуба «Бристоль Роверс», в адрес качества игры которого Бэнкси сделал нелестное замечание.

«Мытьё полосок зебры». 2008 г.

Эта работа интересна не только смыслом, но и очень удачным выбором образа. Женщина развешивает для просушки только что постиранные полоски … зебры!

Забавно, конечно. И удивительно, что эта работа Бэнкси малоизвестна. Вполне возможно, что из-за своего расположения. Она появилась в 2008 году в каком-то поселении в Мали (Западная Африка).

Граффити Бэнкси в Мали «Мытье полосок зебры»

Фотографий этой работы сделано очень мало. Скорее всего, она давно уничтожена. Просто потому, что жители этого полузаброшенного поселения вряд ли что-то слышали о Бэнкси.

Так в чем же состоит послание художника?

Сразу понятно, что у жителей Мали большие проблемы с водой.

Тем временем, женщина на рисунке очень расточительно с ней обходится. Она тратит ее на совершенную ерунду — стирку полосок зебры.

Тем самым художник намекает, насколько людям из стран Европы и Северной Америки легко достаётся вода. И насколько ее катастрофически не хватает на африканском континенте.

Мы привыкли жить в мире изобилия. А для кого-то это мир нехватки всего, даже простой воды.

Робин Гуд из Бристоля

Считается, что Бэнкси родился в середине 1970-х в Бристоле. В конце 1980-х — начале 1990-х этот город стал центром британской андеграундной среды, породившей такие музыкальные группы, как Massive Attack и Portishead. Визуальным аналогом мрачных ритмов трип-хопа оказались эксперименты граффитистов, пытавшихся вопреки закону преобразить унылые пейзажи промышленных и спальных районов. Бэнкси был одним из тех парней, что устраивали ночные вылазки, вооружившись баллончиками с краской, и бегали от копов. А чтобы не получить обвинение в порче городского имущества, он сохранял инкогнито.

бенкси

Одна из картин Бэнкси — протестующий с букетом цветов вместо коктейля Молотова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Однажды Бэнкси придумал использовать трафареты — это экономило время на создание работы, поскольку граффити становились всё масштабнее, а следовательно, возрастал риск попасться. Трафаретные изображения и стали фирменной особенностью его стиля. Известность, однако, он получил только в середине 2000-х, зато мировую: его ироничные работы на злободневные социальные или политические темы постепенно стали узнаваемы далеко за пределами Англии. К тому же художник не ограничивался территорией родной страны в своем творчестве — созданные им изображения появлялись в самых разных уголках планеты.

Порой бывало, что очередные граффити, появившиеся на какой-нибудь неприметной стене в провинциальном городке, не сразу распознавали как работу Бэнкси и закрашивали. Вскоре, однако, об этом становилось известно, и скандал только подогревал интерес к таинственному художнику. А его имидж эдакого Робин Гуда XXI века усиливался демонстративным пренебрежением Бэнкси к коммерческим механизмам: он принципиально не сотрудничает с аукционами и не работает на заказ.

Бэнкси в Москве

Первая в России выставка работ таинственного уличного художника из Великобритании открылась в субботу в Центральном доме художника Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Бэнкси в Москве

В экспозицию вошло около 100 работ из коллекций галереи Lilley Fine Art, нескольких музеев современного искусства, а также из частных собраний коллекционеров по всему миру Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Бэнкси в Москве

Мастерская художника — воссозданный кадр из документального фильма Бэнкси об уличных художниках «Выход через сувенирную лавку» Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Бэнкси в Москве

На выставке представлено уникальное мультимедийное шоу, знакомящее с теми работами художника, которые невозможно показать в рамках экспозиции Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Бэнкси в Москве

Почти все работы художника становятся культовыми всего за несколько дней. Как только они появляются в городе, их выпиливают, причем часто вместе со стеной Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Бэнкси в Москве

Первые граффити Бэнкси появились в конце 1990-х. Узнаваемый стиль автора появился с началом использования трафаретов Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Бэнкси в Москве

«Парящий коп» — одна из ранних работ Бэнкси Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Бэнкси в Москве

Визитной карточкой Бэнкси стали изображения крыс, часто появляющиеся в разных городах мира Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Бэнкси в Москве

Художник тщательно скрывается, имя — единственное, что о нем известно. В СМИ регулярно появляются предположения о том, кто скрывается за этим псевдонимом Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Бэнкси в Москве

Экспонаты первой персональной выставки Бэнкси в Москве застрахованы на £10 млн Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Бэнкси в Москве

Работы «Королева обезьян» и «Война за территорию» Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Бэнкси в Москве

Выставка продлится в ЦДХ до 2 сентября Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Творческий путь

По слухам, граффити-художник Banksy начал свою карьеру в конце 1990-х годов. Тогда он вел обычную деятельность райтера и не имел широкой популярности. Чтобы не быть пойманным и скрыться от полиции, Бэнкси начал пользоваться трафаретами, ведь его работы становились более масштабнее. Самый известный уличный художник не сразу определился с собственным стилем. Это можно проследить на примере его работ – первые экземпляры были написаны от руки и имели неаккуратные очертания, как если бы рисунок наносили в спешке (что и является правдой).

Творчество уличного художника Бэнкси ныне было занесено в список защищаемых объектов. Многие работы стрит-арт художника Бэнкси стали достоянием Великобритании. Художник Banksy за все время своего существования успел стать узнаваемым по всему миру, теперь его выставки представляются в различных точках планеты.

Последние статьи

  •   Для чего итальянцы в XVII веке придумали «винные окна», и Как чумная традиция возродилась в наши дни сегодня, 15:40
  •   Анонимные «письма счастья»: Кто и зачем их пишет, о чём они и где их можно обнаружить сегодня, 13:55
  •   Портрет Елизаветы II в самоизоляции, богиня-мать и волшебные миры: Магический реализм Мириам Эскофет сегодня, 11:47
  •   Почему звезда фильма «Экипаж» ушла из профессии: Встречи и расставания Ирины Акуловой сегодня, 11:02
  •   5 голливудских актеров, которые стали прообразами персонажей мультфильмов Диснея сегодня, 09:32
  •   9 оптимистичных фильмов о потере памяти, которые дарят надежду 18.08.2020, 21:57
  •   Чем запомнились 5 знаменитых советских стэндаперов времён, когда и слова такого не знали 18.08.2020, 21:32
  •   Как сегодня живёт знаменитая голландская деревня, в которой жители поголовно страдают деменцией 18.08.2020, 18:53
  •   Чем русские удивляли иностранцев в Лондоне и Париже 150 лет назад 18.08.2020, 17:22
  •   9 российских знаменитостей, которые оказались плохими бизнесменами: Михаил Галустян, Ольга Бузова и др 18.08.2020, 14:43

Все статьи

Примечания

  1. ↑  (англ.). The Independent. Дата обращения 4 марта 2016.
  2. . РБК. Дата обращения 4 марта 2016.
  3. . Regnum (3 июня 2013). Дата обращения 4 декабря 2013.
  4.  (недоступная ссылка) (20 октября 2014).
  5.  (недоступная ссылка). Art Issue. Art Issue (21 августа 2015). Дата обращения 22 апреля 2018.
  6. . OutStyle. Дата обращения 17 апреля 2020.
  7. . OutStyle. Дата обращения 12 июня 2020.
  8. . Artofthestate.co.uk. Дата обращения 26 января 2009.
  9. . Brian Sewell Art Directory (briansewell.com) (4 августа 2005). Дата обращения 26 января 2009.
  10. Collins, Lauren . The New Yorker (14 мая 2007). Дата обращения 26 января 2009.
  11. BANKSY Myths & Legends collected by Marc Leverton, ISBN 978-1-908211-01-9; page 10/96
  12. Рита Русакова. . Культура. Коммерсантъ-Online (3 июня 2013). Дата обращения 18 октября 2013.
  13.  (англ.). Daily Mail (14 October 2013). Дата обращения 18 октября 2013.
  14. . Фото. Газета.Ru (18 октября 2013). Дата обращения 18 октября 2013.

Работы Бэнкси (Banksy)

Бэнкси (Banksy) — это гениальный уличный художник, режиссёр и политический активист родом из Англии. Работы Бэнкси выставляют известные галереи и оценивают в миллионы долларов. Бэнкси, тот самый знаменитый художник граффити лица которого не видел никто. Искусство стрит-арт Бэнкси набрало популярность благодаря его работам, в том числе. Масштаб и география нарисованных им уличных работ заставляет удивляться и следить за его творчеством. Бэнкси известен многим, но лица не видел никто, именно поэтому его загадочная личность и отказ от аккаунтов в социальных сетях создаёт интригу вокруг его личности. Вначале своего творчества вёл себя, как обычный граффити райтер. Позже начала создавать оригинальный и идейные черно-белые трафареты. Бэнкси действовал всегда быстро и бесповоротно, что отличало его манифест от других художников. Уличное искусство стрит-арт он демонстрирует на улице и в первую очередь для жителей города. Со временем темы стрит-арт работ Бэнкси стали носить социально-значимый и политический характер и отличаться глубоким содержанием. В каждой работе нарисованной на стене, крыше, фасаде или торце магазина Бэнкси вкладывает свой скрытый смысл, о котором знает только он один.

Всё, что мы знаем о Бэнкси и не стесняемся рассказать

Это очень разочаровывает: когда ты понимаешь, что лучшие коллекционеры твоих работ – это сотрудники полицейского управления.

Все, что известно о предположительном Робине, так это то, что делом своей жизни он начал увлекаться ещё в начале 90-х. Если верить слухам, то в то время он мог вполне стать футболистом, зарабатывать миллионы, не скрывая своего лица. Будучи вратарём Бристольской футбольной команды Eastern Cowboys and Cowgirls, он в 2001-м году отправился в тур по Мексике и сыграл против бойцов Сапатистской армии национального освобождения. Вдохновившись борьбой за свободу группы молодых революционеров, Бэнкси оставил после себя шедевр стрит-арта. Наверное, мать Бэнкси была бы рада такому повороту. Всё же лучше, чем провоцировать общество и скрываться. К тому же, матери, как стороннице консервативных взглядов, было чуждо увлечение сына, и потому несчастный Бэнкси оправдывался, что подрабатывал маляром, ведь графитист не лучше наркомана.

После долгих месяцев труда его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было положено начало неповторимому стилю Бэнкси – монохромным рисункам на остросоциальную тематику. Плюшевые мишки, атакующие стражей порядка, гориллы в розовых масках и тому подобная красота. Как говорил сам маэстро:

Граффити – это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой, ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он сыт.


Удивительно, что своим остросоциальным творчеством он зарабатывает очень хорошие деньги. Даже может себе позволить работать с бывшим агентом Шона Пенна. Его работы выставляются на торги за сумму $500000, причем их хищно вырезают вместе со стенами. А пока ты углубился в циничные мысли о том, на что бы ты потратил такие деньги, Бэнкси готовит очередную провокационную картину. В 2008 году работа под названием «Борьба с вредителями», созданная Бэнкси совместно с английским художником Дэмьеном Херстом, была продана на аукционе в Нью-Йорке за 1 миллион 870 тысяч долларов.

Но ничто так не характеризует славу, как поклонники. Если среди них затесалась парочка мелькающих на телеэкране селебрити, то можно считать, что ты успешный художник. В 2006 году Анджелина Джоли потратила в общей сложности более 300 000 долларов на его работы. Коллекция Кристины Агилеры насчитывает три работы Бэнкси, включая картину с изысканным названием «Королева Виктория как лесбиянка», которую певица купила за $38000.

Но деньгами андеграунд-художник делиться умеет, что характеризует его с лучшей стороны. Вряд ли он пытается задобрить не очень доброжелательное общество и поднять свой личный рейтинг. Просто бесконечно оказывает помощь благотворительным организациям, которые исследуют заболевания глаз и помогают восстанавливать зрение слепым людям. Но есть один случай, спровоцированный художником по незнанию, но за него он вполне оправдался. Бэнкси расписал водяную цистерну в Лос-Анджелесе словами: «Это немного похоже на слона». Эта цистерна долгих 7 лет была домом для человека по имени Тачова Ковингтон

Невинная шалость Бэнкси не только привлекла внимание фанатов, но и сподвигла коллекционеров купить цистерну и выселить Ковингтона из арт-объекта. Признав свою ошибку, Бэнкси дал бедолаге достаточно денег для того, чтобы спокойно жить в течение года

В интервью Independent Ковингтон заявил: «Нет лучшего человека, чем Бэнкси… Он был для меня ангелом. Он помог мне больше, чем кто-либо за всю мою жизнь». Кто-то скажет, что ничего благородного в этом поступке нет, ведь человека без дома оставил. Кто-то посетует на то, что, ворочая такими суммами, можно выделить средства на приобретение маленькой хибарки со всеми удобствами. Так-то оно верно, но разве искупление грехов не освобождает от ответственности?

Было в его карьере и добро по неведению, когда он обменял билеты на фестиваль в Гластонбери на право разрисовать фургон. Ясное дело, что со временем фургон, отмеченный самим Бэнкси, принёс его хозяевам баснословные $500000, хотя ему красная цена – не больше тысячи.

[править] См. также

  • Граффити
  • OBEY

Бэнкси — творец! А ты просто завидуешь.

Виды художеств ASCII-арт • TrustoCorp • Веб-комикс • Вкладыши • Граффити (Лайт-граффити) • Дадаизм • Комиксы • Лубок • Манга (Манка) • Оэкаки • Пафос • Поп-арт • Постмодернизм • Современное искусство • Сюрреализм • Тоталитарное искусство
Художники Manami • Mariyumi • Алина 666 • Арт-группа «Война» • Бидструп • Босх • Бэнкси • Вальехо • Ван Гог • Васильев • Гигер • Гитлер • Глазунов • Гуревич • да Винчи • Дали • Заштопик • Копейкин • Корнелла • Кузьмичёв • Кукрыниксы • Линч • Лобанов • Ложкин • Лубнин • Люмбрикус • Мангака-кун • Митьки • Павленский • Пахом • Подервянский • Сафронов • Синкай • Стальфельт • Степаныч • Сухих • Ушацъ • Хасигути • Хейдиз • Художник-кун (Drawhore) • Церетели • Шевченко • Эшер
Шедевры Bayeux Tapestry • The Hands Resist Him • Winged Doom • Американская готика • Витрувианский человек • Джоконда • Иван Грозный убивает своего сына • Крик • Масленица • Собаки, играющие в покер • Сотворение Адама • Тайная вечеря • Чёрный квадрат
Плакаты Keep calm • Дядя Сэм • Советские плакаты (Не болтай! • Нет! • Окна РОСТА • Родина-мать • Ты записался добровольцем?)
Весёлыекартинки Berserk • Breakout • Cyanide and Happiness • Deadpool • Electric retard • Far Side • Hokuto no Ken • Homestuck • Lenore, the Cute Little Dead Girl • Mai-chan’s Daily Life • Mega Milk • NichtLustig • Overconfident Alcoholic • Polandball • Sinfest • Staredad • The Boondocks • Transmetropolitan • V for Vendetta • X grab my Y • X-Men • Xkcd • Бобёр-извращенец • Бэтмен • Вонни • Гарфилд • Джокер • Дорохедоро • Заяц ПЦ • Ива-а-н! • Каратель • ‎Медведь и шлюха • ‎Мистер Вигглз • Неми • Ньорон • Петрович • Полный пока • Хеталия • Человек Грызлов • Человек-паук
Бэнкси. Why so British?
British Empire  Австралия • Зимбабве • Канада • Лондон • США
Subcultures  Панк • Скинхэд • Футбольный хулиган (Футбол)
Bloody science  Британские учёные (Джеральд Даррелл • Ричард Докинз • Лара Крофт • Мэттью Тейлор • Стивен Хокинг) • Спектрум • Ягуар
Bloody literature  • Английский юмор • Винни-Пух • Гамлет • Гарри Поттер • Карр • Кроули • Кэрролл (Бармаглот • Снарк) • Пратчетт • Сабатини • Хаксли • Чарли и шоколадная фабрика
Bloody music  Aphex Twin • Beatles (Abbey Road • Yellow Submarine) • Current 93 • Deep Purple • Depeche Mode • Joy Division • Led Zeppelin • Ozzy Osbourne • Pink Floyd • Queen • Radiohead • Дабстеп • Драм-энд-бэйс • Рейв • Сид Вишес
Bloody telly  Lexx • Top Gear • Yes, minister • Бенни Хилл • Джеймс Бонд • Дживс и Вустер • Доктор Кто • Маззи • Мистер Бин • Монти Пайтон • Телепузики • Шерлок Холмс и доктор Ватсон • Шон Бин
Bloody history  Bayeux Tapestry • Крестовые походы • Овцы съели людей • Мятеж на «Баунти» • Англичанка гадит • Крымская война • Англо-бурская война • Наш ответ Чемберлену • Keep calm • Арктические конвои • Авария в Уиндскейле • Who are you to fucking lecture me? • Brexit
Other bloody arseholes  Cyriak Harris • Jonathan «Jonti» Picking (Amazing Horse • Badger) • Британский короткошёрстный кот • Бэнкси • Джек-прыгун • Джек Потрошитель • Клайв Баркер • Лелуш Британский • Кристофер Нолан • Сейбер

Кто это такой?

У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам. К тому же я просто убежден, что правда может оказаться горьким разочарованием для нескольких 15-летних подростков.

«Кто такой Бэнкси?» – вопрос, набивший оскомину, ответ на который мы узнаем ещё нескоро. Настоящее имя провокатора от искусства давно будоражит умы британцев. Информация о настоящем имени Бэнкси даже продавалась на аукционе, и ставка поднялась почти до миллиона, точнее до 999 999 долларов. Но в последний момент лот сняли с торгов. Почему – тоже загадка, наверное, потому, что это как минимум не этично.

Хотя версий существует много. Ученые Лондонского университета королевы Марии утверждают, что знают имя плохиша – Робин Ганнингэм из Бристоля. Примерно то же самое утверждал желтушный таблоид Mail on Sunday ещё в 2008-м. Они якобы нашли фотографию Бэнкси за работой, и в Бристоле (родном городе художника) рассказали, что настоящее имя Бэнкси – Робин Ганнингэм. Вот так просто, вся страна голову ломает, а в Бристоле каждая собака знает. А потом просто пообщались с родными и друзьями. Как всё просто. Собственно, из-за примитивности доказательств никто не верит даже учёным, обвиняя их в дешёвом пиаре. Хотя люди науки клялись Наукой (с Богом у них нелады), что проводили географическое профилирование и сложный статистический анализ, который применяется в криминологии для поимки преступников. Анализ бристольских работ показал, что Бэнкси рисовал граффити рядом с одними и теми же пабом, жилым домом и игровыми площадками; в Лондоне рисунки появлялись вокруг трех повторяющихся адресов. Правда, они не учли, что рисунки появлялись в разное время и что работы могут вполне не принадлежать художнику, он ведь не Никас Сафронов, делает это не ради денег и свои работы не подписывает. Да и, в конце концов, кто станет верить легендарным «британским учёным»? Опять хернёй занимаются, вместо того чтобы лекарство от рака и врожденной предрасположенности к терроризму искать.

Версий много, даже ещё больше, чем в тайне убийства Кеннеди. Одним из самых распространённых мнений является то, что Бэнкси – это не один человек, а группа художников, эдакий художественный вариант Козьмы Пруткова, по другим – бристольский мясник. Наверное, свои картины желчью и кровью рисует.

Вот такая неэтичная нация: готовы на парочке хлипких фактов раздуть сенсацию и оговорить простого человека. Хотя кто знает, может быть, на фотографии таблоида настоящий Бэнкси: старый, похожий на Шона Пенна и уборщика из местной забегаловки одновременно. Ведь мы долгое время представляли себе парней из «Кровостока» несколько иначе. Во всяком случае, лет на 20 моложе.

Самому Бэнкси попытки развенчать тайну очень не нравятся, потому он категорически нервничает через своих адвокатов и агентов, которые, к слову, сами не знают, кто такой Бэнкси – группа людей или просто таинственный анонимус.

«Девочка с шариком». 2002 г.

«Девочка с шариком» — самая популярная работа Бэнкси. И стала она таковой ещё до уничтожения на аукционе «Сотбис».

Впервые эти граффити появились в районе Саут-Банк в Лондоне в 2002 году.

Пожалуй, это единственная работа художника, смысл которой точно не известен.

Шарик в виде сердца порывом ветра уносит прочь от девочки. Она расстроена, но НЕ по-детски спокойна. Одним словом, философски отнеслась к своей потере.

Обычный ребёнок уже плакал бы и топал ножками от досады.

Сам художник пространно прокомментировал эту работу: «Когда это произойдет, просто уходите спокойно».

То есть он говорит нам о том, что потери нужно выдерживать стойко, без надрыва и истерик.

Возможно, он сам пережил какую-то утрату в 2002 году, и этот рисунок выражает личное. А так как нам ничего неизвестно о художнике, то и «прочесть» мы ее до конца не можем.

Здесь уж каждый сам выбирает, что в ней видеть: надежду на лучшее, досаду из-за быстрого взросления наших детей или важность стойкости перед трудностями. Этот образ стал особенно популярным после невероятного происшествия

Этот образ стал особенно популярным после невероятного происшествия.

Ещё в 2006 году Бэнкси создал авторскую копию «Девочки» на бумаге акриловыми красками. Вставил в позолоченную раму. В такие Рембрандта вставляют. И продал.

Бэнкси. Девочка с шариком. 2006 г. Частная коллекция

А в 2018 году эта работа попала на торги. И когда молоток опустился в третий раз со словами: «И 1 миллион 400 тысяч — три! Продано!», — картина … самоуничтожилась! Ну, почти…

Две трети бумаги с рисунком разрезал на тонкие полоски встроенный в раму … шредер.

Оказалось, 12 лет назад Бэнкси сам вставил его в раму. С тем расчетом, что однажды его картина попадёт на торги и останется только нажать на кнопку.


Мне видится во всем этом вот такой смысл. В нашем мире материальное крайне обесценивается. Мы запросто выбрасываем вещи, меняем одежду каждый сезон. Пришло время и произведений искусства. И начал это вовсе НЕ Бэнкси.

Ещё в 60-х годах художники создали немало картин акриловыми красками. А они недолговечны и уже сильно потускнели. Про шелкографию Уорхола я вообще молчу: музейщики уже и не знают, как эти работы сохранить. Это вам не масляные почти вечные краски.

Так что Бэнкси лишь обозначил проблему: потомки через 500 лет вряд ли смогут увидеть вживую наше искусство. От него просто ничего не останется.

«Крыса в часах». 2018 г.

В 2018 году Бэнкси нарисовал бегущую крысу внутри часов здания на Манхэттене.

Вообще образ крысы очень часто встречается у художника.

Как-то Бэнкси рассказал забавную историю.

Один из его знакомых заметил, что крыса — оригинальная анаграмма к «искусству». Ведь оба слова состоят из одних и тех же букв (art в переводе с английского означает «искусство», а rat переводится, как «крыса»).

Бэнкси пришлось делать вид, что он знал об этом всю жизнь. Вот такое признание. Что ж, художник может и над собой иронизировать.

К тому же у него появился ещё один повод рисовать крыс.

Изначально этот малоприятный грызун был, скорее, символом нелегального искусства.

Но мне кажется, что эта крыса имеет ещё одно символичное значение. Именно в сочетании с часами.

Это же символ крысиных бегов! Ведь такая метафора подходит к жизни многих людей. Ну, хорошо, у русских больше принято сравнение с белкой в колесе.

Но в целом это как раз о беге на месте. Когда жизнь «дом — работа — дом» не позволяет нам сделать шаг в сторону и уж тем более вперёд. А на Манхэттене офисных работников, живущих по принципу крысиных бегов, очень-очень много.

Сейчас часы сняли владельцы здания. Хотят их продать. Власти города против. Жители тоже за то, чтобы часы вернули. Кто знает, может, Бэнкси и тут вмешается.

Личность

Ни один искусствовед не знает с уверенностью, кто скрывается за творческим псевдонимом Бэнкси. Но на право называться наиболее достоверными претендуют три версии.

Робин Каннингем (предполагаемый Бэнкси)

Согласно первой, реальное имя граффити-художника Роберт Бэнкс, и это, собственно, вся версия. А вот вторая теория построена на целом расследовании, которое провели ученые из Лондонского университета королевы Марии. Предполагается, что Бэнкси, он же Роберт или Робин Каннингем, родился в британском Бристоле в 1974 году.

Работа Бэнкси «Букет»

В этой связи и были придуманы трафареты, являющиеся фирменным стилем творчества Бэнкси. Их использование помогало действовать молниеносно. И часто к моменту, когда полицейская сирена уже слышалась в опасной близости, художник успевал скрыться в ближайшей подворотне, пряча в карман баллончик с краской.

По мере ожесточения преследования творчество граффити-мастера становится более злободневным. Люди замечают иронично-философские зарисовки, снимают, фотографируют. Вскоре о Бэнкси заговорили уже в других европейских городах, а потом и по другую сторону океана.

Роберт Дель Ная (предполагаемый Бэнкси)

Третья версия, авторство которой принадлежит британскому журналисту Крейгу Уильямсу, гласит: «Бэнкси – не кто иной, как Роберт Дель Ная, солист трип-хоп-группы ‎Massive Attack из Бристоля» (опять Бристоль!). В этой теории журналист укрепился, обнаружив появление работ Бэнкси в местах выступлений группы, в каком бы городе мира они не проходили.

Всего Уильямс заметил 10 таких совпадений за 12 лет. В поддержку гипотезы говорит и тот факт, что Дель Ная тоже увлекается граффити и создает их с 80-х годов. Сам музыкант заявил, что к личности Бэнкси не имеет никакого отношения. Также Уильямс считает, что творчество Бэнкси может быть коллективным.

Мусор за миллион

Помимо создания граффити Бэнкси периодически устраивал разного рода провокации, демонстрируя порочность современной арт-среды. Так, например, однажды он стал продавать на улице собственноручно подписанные принты за символическую цену (в сотни раз дешевле, чем на аукционах) — и смог сбыть лишь несколько экземпляров. Случайные прохожие не знали, что эти листы стоят в сотни раз дороже. Месседж акции прозрачен: люди покупают имя, а не искусство как таковое. И низкая цена их скорее отпугивает, чем привлекает. Другой акцией Бэнкси стало тайное несанкционированное размещение собственных работ в экспозициях классических музеев — смотрители обнаруживали подлог лишь несколько дней спустя.

Впрочем, все эти шутки меркнут на фоне новейшего случая. 6 октября в Лондоне состоялся аукцион, на котором среди лотов фигурировала картина «Девочка с шаром» — версия знаменитых граффити Бэнкси, выполненная на холсте и подписанная автором. В ходе торгов цена достигла £1 млн, но сразу после объявления «Продано!» половина полотна была — к ужасу и изумлению присутствующих — изрезана с помощью портативного шредера, спрятанного в раме.

бенкси


Картина «Девочка с шаром»

Фото: Global Look Press/Manfred Bail

Сам художник тут же разместил фото происшествия в своем Instagram, снабдив издевательской надписью: Going, going, gone… («Продается, продается, продано!»). А затем появилось и поясняющее видео, где Бэнкси сообщил, что несколько лет назад встроил в раму шредер — на случай, если работа когда-либо будет выставлена на аукцион. Ролик был дополнен цитатой: «Стремление к уничтожению также является творческим побуждением». Бэнкси приписал фразу Пабло Пикассо, но настоящий автор — русский анархист Михаил Бакунин, Пикассо же лишь повторил ее.

История на этом не закончилась. Всех, конечно, интересовало, как отреагирует новый владелец картины, потративший миллион и получивший мусор вместо холста. В любом другом случае, очевидно, он отказался бы платить, предъявив претензии к аукциону. Но анонимный (что символично) коллекционер повел себя куда умнее. Sotheby’s распространил его заявление: «Когда на прошлой неделе молоток аукциониста опустился и работа была разрезана, я был шокирован, но постепенно я начал осознавать, что получил собственную частичку истории искусства».

В новом воплощении работа получила название «Любовь в корзине» и была датирована 2018 годом. А ее потенциальная стоимость не только не упала по сравнению с исходным вариантом, но, судя по всему, значительно возросла. Так что инвестор не остался внакладе. В свою очередь, Sotheby’s извлек из инцидента пиар-выгоду: «Это может быть отмечено как первый случай продажи на аукционе объекта живого перформанса».

Действительно, своей «диверсией» Бэнкси наполнил произведение новым смыслом. Контекст стал важнее, чем объект как таковой. Строго говоря, такие примеры уже были. Можно вспомнить Марселя Дюшана, разместившего в музейном пространстве писсуар, Роберта Раушенберга, испортившего рисунок Виллема де Кунинга, и другие хулиганские выходки художников, ставшие тем не менее знаковыми. В случае с «Любовью в корзине» концептуальная и коммерческая ценность усиливается несколькими факторами.

Во-первых, искусство Бэнкси по своей природе тиражно. Используя трафарет, можно сделать любое количество изображений практически на любых поверхностях — будь то стена дома, как это первоначально было с «Девочкой с шаром», или холст. Строго говоря, никто не мешает Бэнкси повторно воплотить любой свой сюжет в формате картины, и новая версия не будет отличаться от предыдущей. Иное дело — публично поврежденная работа (причем руками самого художника): это уже уникальный объект.

бенкси

Самоуничтожившуюся на аукционе Sotheby’s картину Бэнкси «Девочка с шаром» продали под новым названием «Любовь в корзине»

Фото: ТАСС/imago/Xinhua/Ray Tang

Во-вторых, Бэнкси создал не только исходное изображение на холсте, но и уникальную раму, видеоролик-документацию процесса и, можно сказать, «сценарий» акции. Всё это он снабдил концептуальными пояснениями — пусть и не на музейных табличках, а в собственном Instagram. Следовательно, он выступил не просто художником, но идеологом и постановщиком многосоставного действа.

И главное: вся эта история становится ключом к пониманию феномена Бэнкси и идеально иллюстрирует явление, в сущности, куда более интересное, чем трафаретные картинки — остроумные и запоминающиеся, но отнюдь не гениальные.

«Потребительский крючок». 2006 г.

Эту работу Бэнкси так же, как и «Девочку с шариком», создал акриловыми красками в 2006 году.

Понятно, что на этом рисунке художник сильно иронизирует над сознанием потребителя. Над теми, кто чуть ли не с религиозным трепетом относится к распродажам.

Бэнкси здесь играет на грани кощунства и юмора. Ведь он взял  образы близких Иисуса, оплакивающих его у креста. И поместил их перед плакатом «Распродажа заканчивается сегодня».

Что ж, художник не жалеет нас. А прямо указывает, что погоня за товарами становится главным смыслом жизни. Когда люди чуть ли не молятся на бренды.

Фильм про стрит-арт – Выход через сувенирную лавку

Первый его дебют в качестве режиссёра произошёл в 2010 в фильме Бэнкси «Выход через сувенирную лавку». На кинофестивале Sundance фильм был представлен, как первый в мире стрит-арт “фильм-катастрофа”. Фильм повествует об истории стрит-арт художников и самого Banksy. Американской кино академией он был номинирован на премию Оскар в категории “Лучший документальный фильм”. В прокате он собрал более 5 млн. $.

P183 R.I.P.

В 2013 году после трагической смерти российского художника Паша183 Бэнкси выложил у себя на сайте баллончик с краской в виде горящей свечи в честь его вечной памяти, сделав внизу подпись — «P183 R.I.P.».

На 18-й ежегодной премии Webby Awards в 2014 году Banksy был награждён званием “Персона года”. В феврале 2015 года художник инкогнито побывал в секторе Газа, Палестина. Видео и фото об этом событии можно посмотреть здесь.

В наше время арт работы Banksy оцениваются в миллионы долларов. Недвижимость, на которой они нарисованы значительно превышают стоимость расположенных рядом зданий. Поэтому их порча приравнивается к вандализму. Художник Бэнкси продолжает рисовать и радовать своих фанатов новыми работами уличного искусства в самых необычных местах.

Любителей искусства, общественных деятелей и художников граффити любящих творчество Banksy вызывает интерес из-за яркого, патриотичного и остросоциального характера проектов. Он признан выдающимся деятелем художественных искусств. Преданные поклонники следят за всеми новыми работами неуловимого граффити-гуру. “НЕКОТОРЫЕ становятся полицейскими для того, чтобы мир стал лучше. Некоторые люди становятся вандалами для того, чтобы мир выглядел лучше”, – считает Banksy.

Где проходит выставка Бэнкси в Москве?

  • Выставка проходит В ЦДХ (Центральный дом художника на Крымском валу). Адрес: Крымский вал, 10;
  • в 2018 году открылась выставка Banksy в Москве (ЦДХ), которая пользуется большой популярностью у поклонников его творчества.
  • 15 августа 2018 — Бэнкси заявил, что не имеет отношения к выставке в Москве. Читайте подробнее об этой ситуации здесь.


С этим читают